СерБGDS |
Классификация морских портов и место в ней нового порта Дальнего Востока
Морские порты
Классификация и технологические характеристики
С.Л. Баринов
Губернатор Дальневосточного региона
И.о. Министра иностранных дел РФ
Что такое вообще порт? Порт – это место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением – молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками.
Порты бывают различных типов. Во-первых, они различаются по расположению на морские и речные. Нас в данном контексте будут интересовать именно морские., Во-вторых, порты классифицируются по назначению: пассажирские, торговые, рыбные и т. п.
Для обслуживания пассажиров используются морские и речные вокзалы. Для технического обслуживания и ремонта судов используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеются обособленные места – карантины для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций. Это тоже отдельный вид порта. Наконец, порты для военных кораблей называют военно-морскими базами.
Порт, который мы создаем на Дальнем Востоке, является морским грузовым. Однако порт не является единым образованием – как уже было сказано в начале, он состоит (или может состоять) из различных частей. Поэтому классификация портов по назначению часто бывает условной: один терминал может быть нефтеналивным, другой – угольным, третий – контейнерным, четвертый – для насыпных грузов и т.д.
Какие направления принципиально развивать нам? Разумеется, те, которые в наибольшей степени отвечают потребностям нашего бизнеса. На Дальнем Востоке он представлен преимущественно машиностроительными, в меньшей степени металлургическими предприятиями и заводами пищевой промышленности. Именно на них следует ориентировать базовые мощности порта.
Однако необходимо учесть в этом отношении два момента. Во-первых, нашим предприятиям могут понадобиться импортные ресурсы, комплектующие, полуфабриката. Для них тоже необходимо зарезервировать мощности.
Во-вторых, назначение порта не ограничивается территорией Дальнего Востока. Он имеет стратегическое значение для всей страны, являясь на сегодняшний день единственным морским выходом ее во внешний мир. Поэтому возможности его терминалов должны быть максимальными.
Кроме того, порт, помимо гражданского назначения, будет иметь еще и военное: в нем планируется разместить военно-морскую базу, которая будет важной составной частью единой системы обороны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В свете не теряющей свою актуальность проблемы пиратства эта особенность строящегося порта кажется одной из ключевых.
Комментарии (0)