пенсионерWIR |
"12-азазель-12" - что такое ЧИСЛО?
С чего начинается человек? - С образования как процесса непрерывного "образовЫвания". С чего начинается образование? Одни думают, что с финансирования. Масштабы финансирования образования в Саудовской Аравии. например, ведущего университета – Кинг Дауд юниверсити – составляет 2 млрд. долларов. Там учится 145 000 студентов. А всего на образование там выделено 150 млрд. долларов.
Другие убеждены, - что образование начинается с законов и нормативов, - с Закона об обязательном среднем образовании, из-под палки загоняющего каждого ребенка в школу как в машинку по обработке мозгов, и с ЕГЭ, контролирующего, чтобы ни один не вышел из этой машинки необработанным. Третьи уповают на демократизацию отношений и на педагогику сотрудничества. Четвертые... И чего спорить, когда у всех них есть своя позиция и есть своя НОРМА?
В 80-х в нашей школе мы сотрудничали с многими образовательными системами... И вот что тогда говорили нам вальдорфцы из педагогики Штайнера.
"Посмотрите как вы учите ребенка считать,
- кубик и кубик -два кубика. Ничего живого... А читать учите, -
соединяя буквы в слоги, и слоги в слова и предложения... Ничего
целостного... А потом берете живой цветочек и засушиваете его в
гербарии и тоже считаете, - пять тычинок, шесть лепестинок... Под
микроскопом червя дождевого уже не режете? А по зоологии в
кабинете по всем стенам висят внутренние органы человека и
мертвые схемы кровобращения. А как расчленяете на части целостный
образ героя на уроке литературы?
Так чего же вы удивляетесь, когда восьмиклассник берет и втыкает
свой ножичек в живот соседу по парте? Тот же для него уже давно
не живой, а ходячая схема... Вы с первого класса системно
воспитываете потенциальных убийц и удивительно, что еще не все
дети поголовно ими становятся".
Настало время, - теперь станут... Если содержание образования не поменяем. Содержание образования - это то, что остается, когда все выученной и вызубренное забыто. Образование с Совестью, образование длиной, широтой, высотой и глубиной во всю человеческую жизнь, устремления, ценности, отношения, - в том числе и к ПРЕДМЕТАМ. Что это за предмет такой, - ЧИСЛО, на ваш взгляд? Число как исторически сложившаяся социокультурная НОРМА? В древнеславянском, например, "число" - это "чистое слово".
Чего мы бы делали, и как бы целостно смогли бы ответить, если бы у нас не было "пяти пальчиков" как инструмента построения содержания образования в школе для одаренных детей-сирот "12-азазель-12"
Поехали? Преодолевая вирус №66 - вирус собственного слабоумия.
Комментарии (6)
Маленький ребенок - это большое чудо. Неиспорченное культурой, его мышление целостно и образно. "Образное мышление в миллионы раз быстрее и продуктивнее рационального", - говорил Осип Мандельштам. Мышление просыпается, разбуженное вопросом. Даже просто вопросительным словом естественного языка (для "продвинутых" участников хочу сказать, что это и есть "ключевые вопросительные слова Ласуэлла", знакомые политологам)
Ответ дается сразу и без размышлений, - ребенок просто вспоминает Имя чувственного образа, ничего, конечно, не считая... ЭТО - "пятерка". Это - Имя. Суть "быть" - есть Имя иметь. Так возникает ряд натупальных чисел. Как миф... И далее - неуемное желание человека нарекать все, что ему под руку попадается, не "ихними" собственными, а своими "нарицательными" именами. "Мы хотим всем рекордам наши гордые дать имена...". Вирус №66...
Вопросы Сколько? и Какой? порождают натуральное ЧИСЛО как КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО актов внимания. Внимания как "вынимания" ПРЕДМЕТА-ОБЪЕКТА из контекста Образа-Материала.
Определив атрибуты ОБЪЕКТА, научившись отличать его от других и называть именем нарицательным, ребенок сталкивается с вопросительными словами Который? и Каков? (каком из себя, то есть идет связка с вопросами Какой? и Сколько?). Какие из себя УГЛЫ и сколько их? ЧИСЛО упорядочивает ОТНОШЕНИЯ.
Возникают ОТНОШЕНИЯ между ОБЪЕКТАМИ (больше-меньше, теплее-холоднее, ближе-дальше...). На базе бинарных отношений потом возникают линейные шкалы.
Именно в этот момент дихотомии пар впервые у ребенка появляется понятие "линейно нерядоположенный". "Семерка пик" или "девятка треф" в этот ряд никак не попадают. Если не вводить понятие "карта" и его обобщающее, - "колода карт". Вспомните наш разгоор про спекулятивное "снятие" Гегеля и диалекстику
Если ребенку в это время его сенситивного периода возрастного развития на эту "нерядоположенность" внимание не обратить, то потом у взрослого это все время будет схлопываться в "кляк" сознания "здравого смысла" . Весь идиотизм здравого смысла, - пишет К.Маркс, - заключается том, то там, где он видит различие, - то он пропускает общее, а там, где обнаруживает общее, то утраивает различное. Вот они - школьные основания возникновения вируса № 66.
Получив два разных "нерядоположенных" ряда логично задуматься Как?, за счет какого ДЕЙСТВИЯ возникло это это их различие. Второе вопросительное слово, существующее в языке и "запускающее" такие размышления, это Чем? Чем эти ряды отличаются (направлением) и чем можно получить второй из первого.
Отношение задается ДЕЙСТВИЕМ, поэтому тут возникает ЧИСЛО и как результат измерения (и изменения). Позже за счет обобщения появляется понятие СРЕДСТВА = ИНСТРУМЕНТ (Чем?) + СПОСОБ (Как?)
Одно дело производить действия, совсем другое, - понимать, что такое ДЕЙСТВИЕ. Что взял, Откуда? и как средствами перенес Куда?
Так формируется ПОНЯТИЕ о действиях для достижения РЕЗУЛЬТАТА. Обратите внимание, что каждое из трех действий нерядоположено двум другим - одно это УСТАНОВЛЕНИЕ (направления), которое ему ортогональное, так как независимо в ходе действия, - ИСПОЛНЕНИЕ , а третье, - замыкающая катеты гипотенуза, - это ОЦЕНИВАНИЕ.
Этот управленческий цикл действий мы будем использовать и дальше. Запомните ег
Еще один взгляд на натуральное Число возникает, если задаться вопросом ПОЧЕМУ? (По чьему? если есть субъект). число вступает как МОДЕЛЬ.
Это задает переход к тому, что любую модель можно представить, при определенных условиях, в виде числа. Отсюда, любые попарные отношения между перечисленными представлениями о числе порождают необозримое многообразие. Однако умещающееся в "пяти пальчиках"
Аксиоматический подход, задаваемый ограниченностью степеней свободы ВЫБОРА делает НОРМУ (в том числе и ЧИСЛА) замкнутой по аксиоматике, но открытой для любых изменений. Пока сил и жизни хватит... Или культуры. На этом жиждется предлагаемое ограничение на буйствующее сегодня многообразие, беспредел действий и кляк сознания.