пенсионерWIR |
"12-азазель-12" - что такое КОМПЕТЕНЦИЯ и КОМПЕТЕНТНОСТЬ?
Каждый процесс имеет начало и конец (кроме циклических). А, значит, нужно остановиться, оглянуться куда взгляд достает и руки дотягиваются, чтобы решение принять, туда ли двигались и того ли достигли. Результаты образования - "образованность" (то ли ребенка, то ли учителя, то ли управленца) должны быть описаны, проанализированы, оценены и, по возможности, - измерены, для принятия упраленческого решения, - а дальше-то что с этим делать?
Описывать можно все что угодно, что душе заблагорассудится и на что упадет вгляд акына, странствующно по знойной пустывне своего воспаленного сознания
Анализировать, - различать, обобщать и оформлять в превращенных формах действия, нужнотолько то, что задает ЦЕЛЬ анализа.
Оценивать должно только то, и там и тогда, куда мои управленческие руки с пятью пальчиками дотягиваются и ПРЕДМЕТ нащупывают.
Стандартизировать имеет смысл лишь то, что потом как НОРМУ удержать и обеспечить сможешь. А, значит, - соответствующими ресурсами обеспечения условий инваарианта стандарта сам обладаешь.
Поэтому, прежде чем вводить вводить характеристики оценивания СУБЪЕКТА (а в образовании нас именно это интересует) нужно бы разобраться с самими ситуациями оценивания.. Для этого у нас есть модель человека с двенадцатью ярусами (слоями, уровнями) сознания-коммуникации (см. экоконцепцию), "невидимая рука с чувственной ладонью и пятью пальчиками" для самоопределения и ВЫБОРА и "восьмеричный путь" описания. С него и начнем.
Так как в двадцатый раз перерисовываю одну и ту же схему, порождаемую трижды применяемым попарным делением при дихотомии, то очень хочу надеяться, что перечень восьми элементарных ментальных ОПЕРАЦИЙ (изнутри они выглядят как АКТЫ) и восьми пар (вот оно УСТАНОВЛЕНИЕ и ИСПОЛНЕНИЕ в экоконцепции и модели человека) ключевых вопросительных слов Ласуэлла уже никаких вопросов и отторжений не выхывпет.
А тогда, вперед, - по ситуациям оценивания для преодоления вируса № 66 - собственного слабоумия и недостаточной КОМПЕТЕНТНОСТИ
Комментарии (10)
и...
Начну с цитаты:
Как-то уж случилось в моей биографии, что я никогда не могу осуждать других. Мне близко, то о чем говорит Жан Кокто в "Завещании Орфея": "самое страшное наказание - приговор быть судьями". Я с детства убеждена, что в принципе все люди внутри себя, сами по себе - хорошие, а если, и кажутся плохими, то это только от того, что их не понимают, к ним плохо относятся. Они сами страдают от этого, и приносят страдание другим. Поэтому я всегда на стороне осуждаемых и обвиняемых.
Но сама я не терплю быть подсудной. Особенно неприемлемы для меня внешние ограничения на свободу творчества и самовыражения как для меня самой, так и для окружающих детей. Пушкин утверждал, что автора нужно судить по законам самого автора.
Мне кажется, как бы ни были хороши родители, дети их должны быть непослушны. "Что смогли бы делать без непослушания художники, герои и дети? Они могли бы лишь пассивно уповать на свое везение, счастливый случай или добрую звезду".
ЧЕЛОВЕКА оценивать НЕЛЬЗЯ. Не то, что невозможно, но абсолютно бессмысленно с точки зрения принятия относительно него "точного" управленческого решения - "точно" можно знать только то, что само себя не знает. Бревно, например... А что на каждом уровне "восьмеричного пути" все же можно попытаться оценить как результаты социально-образовательного ПРОЕКТА?
"алеф-нуль" - АКТ, хоть нормативно-правовой, хоть коитус , - ОЦЕНИВАТЬ бессмысленно . Это все равно, что охать-ахать и сожалеть, что у тебя есть дети... ДО ТОГО нужно думать, прежде чем детей заводить, а ПОСЛЕ ТОГО, икм озаботиться, что теперь делать.... Что теперь делать с тем, что другие и я сам уже понаделали со мной самим. Пижет же Владимир Вишневский в своем одностишии, "Скажи отцу, чтоб впредь предохранялся...". Впредь...
Ø. МАТЕРИАЛ - это жизнь, переведенная в текст. Текст подразумевает тезаурус... Набор используемых Имен... Вот его полноту, необходимость и достаточность в рамках данной темы и можно обсуждать и оценивать на данном сером уровне.
0. Материал может быть опредмечен. Эксперт-оценщик при этом понимает с каким материалом и ПРЕДМЕТОМ он дело имеет на этом красном уровне - с неодушевленной МАТЕРИЕЙ или с живым человеческим МАТЕРИАЛОМ сознания-коммуникации СУЪЕКТА, который появляется только на шестом шаге - на втором круге "ада" (когда пройдены МОНАДА, ДИАДА, ТРИДА, ТЕТРАДА), когда возникает вопрос Кто? и видны "пять пальчиков" ВЫБОРА и стоящаяя за ними ПЕНТАДА
Если Человека нет, то на красном уровне оценивается ОБЪЕКТ и его атрибуты, живущие своей жизнью в социальном мифе.
Сидят два древних грека... Вдруг гром-молния и дерево загорелось.. Им что объяснять надо, то это Зевс разгнеался и стрелу кинул? Да ни в коем разе... А что разве им поговорить не о чем? - Да сколько угодно... В кого целил? За что? Попал или не попал... Содержательнейший разговор, типа "Африканцев будут кормить ГМО продуктами и они все помрут от рака". Атрибуты "здравого смысла", позволяющие людям сходу , без лишних затрат времени и энергии понимать друг друга.
(Продолжение следует)
Мифология может быть разной. Но она ДОЛЖНА БЫТЬ - верить-то во что-то надо? WIR предлагает верить СЕБЕ... Нет, не ему, конечно, а кадлому верить в свой ум, логику, разум, рассудок, честь и Совесть... По максимуму... Но, не более. Вот оно в чем ограничение на многообразие и идея ментального экополиса. Вопрос в том, на сколько Частей делить Целое... ЦЕЛЬ... если речь идет о представлениях о реале.
В сознании одновременно можно удерживать 12-ть нерядоположенных сущностей. В их описании,- только 8-мь, так как каждый уровень сознания-коммуникации дихотомически разделен на ДА-НЕТ... Если кто помнит теорему Веейрштрасса.
1. - При переходе к деятельности и перебору возможных ЛИНЕЙНЫХ действий в реале идеальных КОНСТРУКТОВ всего ПЯТЬ (идеальные тела Платона)
Вот отклонение от этой целостности и идеальности и является предметом оценки на оранжевом уровне.
В каждом правильном многограннике есть В - вершины.В коммуникации они соответствуют Именам тезауруса. У каждого Имени есть свой логический ЗНАК, чувственный ОБРАЗ и СИМВОЛ веры, замкнутый НОРМОЙ. Вопрос Что ЭТО? взывает к произнесению Имени. Вопрос Это ЧТО? раскрывает ЗНАЧЕНИЕ Имени.
Атрибуты ОБЪЕКТА красного уровня, - это наборы Имен. Обобщение набор - это тоже Имя. Его называют ТЕРМИН. Иногда, в другом контексте, используют не совсем точное словосочетание "остенсивное определение". Дело в том, что точно так же как Имена бывают "собственные" и "нарицательные", точно так же бывают ТЕРМИНФЫ-описанеия и ТЕРМИНЫ-действия (отглагольные существительные) С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ-векторами попозже разберемся. А пока, на схеме на оранжевом уровне, ТЕРМИНЫ - это ребра многогранника (Р). Они включают в себя Имена как ребра-отрезки включают в себя точки.
ТЕРМИНЫ как новые единицы смысла помогают описывать ПРОЦЕССЫ. Если "поток" Имен может литься сам собой, то ПРОЦЕСС может быть "руководим" с помощью НОРМЫ. Естественно поток слов льется только у лопочущего малыша
Он опыт из лопота лепит
И лепет из опыта пьет.
Узнаваемо для многих взрослых сирот-инвалидов, жертв вируса слабоумия № 66? Оценка, о которой мы здесь ведем речь, входит составляющей частью в руководство ПРОЦЕССОМ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ возникает как ответ на вопросы Как? И Чем? в ситуации неопределенности при рассмотрении нерядоположенности. . Визуально на схеме многогранника, - это углы (У)., образованные двумя ребрами-векторами., то есть ВЫБОР между альтернативами. К примеру...
Левая схема предлагает альтернативы обобщать. Это путь от антиномий Аристотеля до диалектики "спекулятивного снятия" противоречия Гегеля. Правая схема предлагает различие удерживать, и за счет этогг единицы смсла не укрупнять, а измельчать. Это следующий шаг от "проблематизации" Г.П.Щедроицкого к коммуникации-сознанию и "пяти пальчикам" ВЫБОРА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ фиксирует приоритеты и иерархию единиц смысла,- где причина, а где - следствие. Если ОПРЕДЕЛЕНИЕ стягивает смыслы в Имя или ТЕРМИН, то ДЕФИНИЦИЯ, наоборот, - разворачивает компактную форму в более детализированную. Например, ЗНАК в СИМВОЛ или в ОБРАЗ.
С чего начинать - с обобщения или с различения... Сначала "брататься" или сначала "размежеваться"? Это устанавливает ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Например, - приоритет "дистинкции" над "генерализацией" в логике.
Оценка на желтом уровне, это контроль необходимости-достаточности , целостности и связности системы ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Читали вы когда-нибудь в Постановлениях Правительства ОПРЕДЕЛЕНИЯ того, о чем они говорят? А вот у общественников такое встречается. Отстается только оценить и проверить на целостность.
3. ПОНЯТИЯ. чтобы коммуницировать в "понятиях" не обязательно быть "понятным", - достаточно быть "понятным". Сегодня в России "по понятиям" только бандиты разбираются. Попытаемся разобраться и мы... О чем мы собственно разговариваем, если не определен ПРЕДМЕТ собственнности? Где тут МОЕ- СВОЕ, а где НАШЕ, ДРУГОЕ, ЧУЖОЕ, ИНОЕ? Ведь ПРЕДМЕТ разный может быть... Разбирались с этим на соседней теме. Смотря кто на что претендует
Каков СТАТУС этого ПРЕДМЕТА собственности и кто эту НОРМУ установил, а кто и почему исполняет? Это и есть первый вопрос оценки.
Два субъекта так бы и "тягались" в своей борьбе за право собственности относительно ПРЕДМЕТА в желтой ситуации, если бы, наконец, откуда не возьмись установилось устойчивое равновесие.. АКИ (воплощенный, естественно, в ЗНАКЕ-СИМВОЛЕ) произвел УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМЫ , которое через ПРИМЕНЕНИЕ и ИСПОЛНЕНИЕ определил СООТВЕТСТВИЕ начального и конечного СИМВОЛОВ (знаков). ПОНЯТИЕ "схлопнулось" и у него появилось желтое содержание. Трегольник прямоугольный потому, что УСТАНОВЛЕНИЕ не может зависеть от прихотей ИСПОЛНЕНИЯ. Так требует НОРМА - нормальное УСТВНОВЛЕНИЕ ортогональное и неподкупно (некоррумпировано)
Так устроено "истинное" знание, - умения не могут влиять на свой источник. А навыки (чистое исполнение) появляются когда "знания" уже невостребованы.
На схеме хорошо видно почему при фиксированном УСТАНОВЛЕНИИ или ИСПОЛНЕНИИ объем (площадь) содержания ПОНЯТИЯ ("обозначающее" в семиотике) обратно пропорционален объему (площади) сущностей ("обозначаемое" в семиотике) которые оно замещает в РАМКАХ данной ситуации.
Построить понятие это значит, на смену "руководству" запустить управленческий цикл
не забывая при этом удерживать малый (но самый важный) когнитивный (познавательный) цикл
Про "большой" (целостный) когнитивный цикл, речь пойдет позже. То есть оценка ПОНЯТИЯ на зеленом уровне сознания-коммуникации, - это проверка наличия и целостности циклов. Установил, - применил для исполнения, и оцениванием соответствия замкнул свое понимание, замещая действия описаниями знаков. В моделях многогранниов ПОНЯТИЮ соответствуют грани (Г) и их площади.
Ну, и наконец, мы добрались до того, что такое КОМПЕТЕНЦИЯ. Это непросто потому что в ней матрешечно скрыты все предыдущие единицы смысла - ЗНАКИ-СИМВОЛЫ-ОБРАЗЫ, ИМЕНА, ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ и ПОНЯТИЯ (точно также как в ПРОСТРАНСТВЕ - ТЕЛА, их ГРАНИ, УГЛЫ, РЕБРА , ВЕРШИНЫ (см.выше).
Основание введения КОМПЕТЕЦИЙ - давно нами обнаруженно различение ОПИСАНИЯ и ДЕЙСТВИЙ. Замысел ВЕЩИ (ПРЕДМЕТ) воплошается в ее СОЗДАНИИ. И сам ПРЕДМЕТ несет на себе СВОЙСТВА тех ДЕЙСТВИЙ (СРЕДСТВО = ИНСТРУМЕНТ +СПОСОБ), с помощью которых он создан . Таким ПРЕДМЕТ и является при его ИСПОЛЬЗОВАНИИ. Но свободный человек находит готовой ВЕЩИ внешнего мира (воплощению ПРЕДМЕНТА) новые применения и открывает ДЛЯ СЕБЯ ее новые символические КАЧЕСТВА.
Чтобы удержать это многообразие, в НОРМЕ два ПОНЯТИЯ - ПОНЯТИЕ об описании ПРЕДМЕТА и об описании ДЕЙСТВИЙ с этим ПРЕДМЕТОМ должны быть между собой скорелированы (помните ОПЕРАЦИЮ "эквивалентность" голубого уровня?). Это и делает НОРМА "КОМПЕТЕНТНОСТЬ"
Сказал, - опиши, сделал, - установи, используя "исполнение" НОРМЫ. И надзирай за установлением (созданием) и контролируй исполнение (использование). И не забывай одновременно оценивать их соответствие. Придется рас-троИться, но при этом - от этого не расстрАиваться. Такая вот оценка КОМПЕТЕНЦИИ требуется.
Ну, и завершая разговор о КОМПЕТЕНЦИИ как одной из единиц смысла и об ОЦЕНИВАНИИ как сопростпвлении с НОРМОЙ, необходимо понять, а как же все же происходит "нормирование", а для этого построить еще более сложную единиц смысла, которую назыаают МОДЕЛЬ (а еще, иногда, - "концепт" как КОНСТРУКТ, у которого все вершины, рбра, глы, грани и он сам, - проименованы в соответствующих единицах смысла.
Для этого возьмем и ту вершину логического квадрата, который получили на голубом уровне и "потянем" вверх, перпендикулярно плоскости за вершину, в которой находится управляющая РАМКА. Если достроить вторую диагональ "опредмечивание", то плоский "квадрат" превратится в объемный тетраэдр, а все остальные элементы схемы останутся на своих местах.
Целостная (и замкнутая) модель "нормирования" содержит четыре ПОНЯТИЯ , породлаемые АКТОМ (ЗНАКОМ-СИМВОЛОМ) НОРМЫ и заданные четырьмя циклами:
- установление-опредмеиание-создание ПРЕДМЕТА
- установление-исполнение-оценивание (там внутри - контроль и надзор)
- опредмечивание- использование-исполнение (СВОЙСТВА ПРЕДМЕТА возникают при опредмечивании)
- - создание-использование-оценивание
Только все они вместе задают МОДЕЛЬ нормирования.
Конечно, можно взять другой конструкт (конечный или бесконечный) ак "тело мышления
Так как различений при реализации ДЕЙСТВИЙ - пять, то в конструкте "конус" иерархия сложности может предельно достигать пяти матрешечно вложенных уровней
Это и задает "конус со-проектирования"
Что, при учете Совести, связано с уровнями проектирования и оценивания
И задает типологию КОМПЕТЕНЦИЙ и характеристики их оценивания
КОМПЕТЕНТНОСТЬ в этой модели выступает как интегральная сумма компетенций разного уровня. И не обязвтельно всех. И не обязательной подряд и целостно. Притчей в языцех стал образ рассеянного профессора, не могущего ввернуть электрическую лампочку.
Так устроена "высота" образования длиной, шириной, высотой и глубиной и сложностью в целую человеческую жизнь. "Широта" образования задается типологией предметных областей, которая есть результат принятия решения самим исследователем. В каждой предметной обрасти разного масштаба возникают свои собственные уровни компетенций.