Знакомьтесь — социальный
тренажёр. Наши предложения.
Три года назад
мы, Образовательное бюро «Солинг», разработали комплекс,
сочетающий ролевую игру с её динамичностью и образовательную
практику с её дидактичностью и определённостью требований.
Добавили инструменты для фиксирования проявленных компетенций и
выстраивания индивидуальной образовательной траектории — вот
примерно так и получился образовательный комплекс, получивший
название «социальный
тренажёр».
Что же там
происходит?
В течение двух недель создается
пространство в виде реальной и виртуальной игры, в которой (в
зависимости от задачи) моделируются экономика, политика, правовая
сфера, социальные процессы, производство, научные изобретения и
др.Участники после тестирования получают роли (учёный, журналист,
политик, директор фирмы и др.) и игровые задачи. Тестирование
происходит с помощью специально разработанного сервиса работы с
компетенциями.
В игровом сюжете и в связанной
структуре игровых моделей перед участниками возникает целый
спектр возможностей для достижения поставленной цели. В рамках
этого спектра игрок волен самостоятельно выбирать стратегии
своего поведения. Решив свои первоочередные задачи и освоившись в
среде, он часто приходит к необходимости дальнейшего
самостоятельного целеполагания. В поиске решений учащийся
обнаруживает недостаточность тех или иных знаний; нужные знания
он может получить в игровой среде или вне её. Отметим, что таким
образом потребность предваряет знания, а не наоборот, когда
знания навязываются в отрыве от их применения.
В процессе игры происходит общение
«управляющих» и «подчинённых», «гуманитариев» и «технарей». От
участников требуется умение анализировать ситуацию, принимать
решения, договариваться, ставить цели, добиваться результатов и
многое другое. Кроме того, использование знаний в игровой
практике помогает овладению предметной областью, закреплению
реальных навыков и умений — фактически в игровые ситуации могут
быть «упакованы» такие классические формы, как лабораторные
работы.
Важно, что в этом формате возможно
не только обучение, но одновременно и проверка его результатов. В
процессе игры наши эксперты фиксируют и оценивают компетенции,
проявленные участниками. Причём, кроме фиксации знаний и навыков,
происходит выявление способностей (потенциалов) и склонностей
участника, зон его ближайшего развития. В итоге с помощью
специального модуля «Электронный тьютор» учащийся может
формировать индивидуальную образовательную траекторию.
Как
социальный тренажёр выглядит на практике?