пенсионерWIR |
Оценка рисков принимаемых решений (ОПЭР)
Оценка рисков принимаемых решений является частным случаем "оценки влияния". Фирма ДВЕНАДЦАТЬ готова совместно с парнерами оказать услугу по обучению или проведению на территории Обществнно-профессиональной Экспертизы Рисков принимаемх решений.
Общественно-гражданская экспертиза и
оценка рисков (ОПЭР) - инновационная социальная технология,
направленная на снижение социальной напряженности на локальной
территории. Эта задача решается путем открытого публичного
обсуждения общих рисков принятия управленческих решений каждой из
заинтересованных сторон. Общая цель ОГЭОР - преодоление нынешнего
социального ступора в России; активизация, мобилизация и повышение
ответственности бизнеса, власти, общественности и населения в деле
устойчивого социально-экономического развитие территории или
региона и повышения качества жизни местного населения.
Созданная и опробованная в процессе
кооперации ученых, государственных и муниципальных управленцев,
консультантов и практиков, технология общественно-гражданской
экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР), вобрала в себя имеющийся,
наиболее успешный отечественный и зарубежный опыт социального
партнерства: публичные слушания, общественный соучастный характер
обсуждения насущных проблем, открытость и прозрачность намерений,
организацию доверия между участниками.
Отличительной особенностью
общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР) является
обсуждение не самого факта отсутствия тех или иных социальных благ;
и не поиск виновных в возникновении тех или иных
социально-экономических проблем на территории и в регионах, а
коллективная оценка риска действия (или бездействия) и принятия
присутствующими личного ответственного решения по обсуждаемой теме.
Другими словами, - каждым обсуждается собственная персональная
ответственность за принятие решения в данной области и возникающие
при этом общие коллективно распределенные риски.
Предмет экспертизы возникает на
первом её этапе по инициативе любой из заинтересованных сторон:
власти, общественности или бизнеса. По содержанию это может быть
оценка рисков при принятии ответственного решения проблем ситуации
на территории, затрагивающих интересы многих участников; или же -
оценка вклада и рейтинги некого субъекта влияния (власти, бизнеса,
некоммерческого или государственного сектора) на развитие
территории и повышение качества жизни; или же - экспертиза
представленного социально значимого проекта… Одновременно эта же
инициативная сторона представляет для всеобщего обсуждения и свою
собственную модель оценки рисков в данной области: критерии,
факторы, механизмы и инструменты получения количественных
показателей или качественных индикаторов первичных рисков принятия
решения в ситуации неопределенности. Последующие дискуссии и
обсуждение этой модели оценки и её совершенствование приводят к
тому, что участники в дальнейшем сами становятся главными
проводниками наработанных совместно идей, реализаторами
проэкспертированных проектов или воздерживаются от принятия
собственного неадекватного и опрометчивого решения.
В зависимости от предмета оценки
рисков и форм организации экспертизы продуктами ОГЭОР могут
быть:
заключения о целесообразности
финансирования рассмотренных предложений или проектов;
предложения по изменению структуры
или содержания документов, в том числе, - нормативно-правовых и
законодательных;
предложения по изменению содержания
действий или управленческих решений для снижения общих
рисков;
рекомендации по использованию
дополнительных ресурсов;
рекомендации по созданию структур
или реорганизации процедур;
рейтинги субъектов влияния на
территории.
Гарантией достижения продуктивного
результата экспертизы и оценки рисков является соединение в
технологии общетеоретических и практических подходов. Философскими
и методологическими основаниями технологии выступают положения
Концепции "современного общества рисков". При современном
лавинообразном информационном взрыве и необходимости принятия
решений в условиях неопределенности, человек и Человечество сегодня
в большей степени производят общие социальные риски, чем возможные
блага: Чернобыль, терроризм, СПИД, атипичная пневмония,
экологические, социальные, национальные, военные конфликты... Любое
социальное действие, хотим мы того или нет, порождает новые
опасности, угрозы и риски для всех и каждого. Причем, устраняя один
риск - производишь другие.
В этом - отличие социума от природы,
в которой внутривидовые риски сведены к минимуму: "ворон ворону
глаз не выклюет". Чего нельзя сказать о современном человеке,
утерявшем во тьме хаоса и многообразия предельную онтологию как
путеводную нить здравого смысла самосохранения. Среди неотъемлемых
прав человека, одно из главных - право остаться человеком (homo
sapiens) среди людей. Об отдельном (одиноком) Человеке, который
отстает сегодня по скорости развития от Человечества в целом, и для
которого наступает сегодня "конец света" разума. А без коллективной
оценки возникающих и перераспределяющихся вследствие этого
отставания общих рисков - он неизбежно наступит, отбрасывая
человека во времена доисторические.
Логика перераспределения рисков
противоположна логике распределения благ. В борьбе за благо чем
сильнее тянешь - тем выше вероятность его заполучения, а вот при
попытке избегания и уходе от общих коллективно распределенных
рисков, чем меньше ты на себя их берешь, - тем выше риск остаться в
одиночестве и как результат заполучить новые, еще большие угрозы и
опасности. Любой социальное действие или бездействие порождает
риски противодействия. Эта рИсковая (но не рискОванная, а -
безопасная) технология социального партнерства в большей степени
ориентирована на "страх и кнут", чем на "пряник и выгоды".
Если приходится нести тяжелое бревно
(бремя региональных проблем), и если кто-то один бросит или просто
ослабит хватку, то падающий груз задавит всех вместе разом. И уж
совсем опасно, - если ты этого бревна, висящего как дамоклов меч,
не видишь и пока не ощущаешь.
У Хайдегера есть образ дикообразов,
идущих по ледяной пустыне, им холодно, в попытке согреться они
жмутся друг к другу, но натыкаются на торчащие у каждого колючки.
Приходится через пробы и ошибки устанавливать оптимальную
дистанцию.
Логика перераспределения благ
запускает центробежные процессы разъединения, а логика рисков -
центростремительные процессы объединения. Одновременное удержание
этих двух логик порождает понятие "со-конкуренция", сегодня
недостаточно освоенное. Принудительно возникает кооперация
конкурирующих структур в условиях общей недостаточности ресурсов.
Так что, если нет возможности кооперироваться на локальной
территории в реальной практике или в коллективном создании
совместных сетево устроенных проектов, остается только объединяться
для оценки общих рисков принятия решения. Назвать вещи своими
именами, оценить друг друга по достоинству, представить общие риски
и найти общее дело, - таков алгоритм общественно-гражданской
экспертизы и оценки рисков.
Эффективность
общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков обеспечивается и
участием в ней специальной научной экспертизы, предоставляющей
объективную и достоверную информацию. Включение всех значимых
субъектов влияния на данной территории и участие в ней СМИ
позволяет реализовать принцип прозрачности - "все знают
все".
Процедура общественно-гражданской
экспертизы и оценки рисков может быть описана в виде
последовательности следующих действий инициирующей группы:
подготовка и сбор достоверной
информации по выбранной актуальной тематике;
публикация информации и проведение
переговоров;
подбор участников и проверка списка
на необходимость и достаточность;
написание программы проведения
ОГЭОР;
обсуждение первичной модели оценки
(критериев, факторов, механизмов, инструментов и количественных
показателей или качественных индикаторов) первичных рисков принятия
решения;
открытое публичное обсуждение
последствий и формулировка вторичных общих коллективно
распределенных рисков;
распределение участниками
приоритетов рисков;
проведение рейтингов рисков и
субъектов риска;
публикация итогов ОГЭОР;
законодательно-нормативное,
информационное, консультационное, организационное и другое
обеспечение принятых совместно договоренностей.
Преимуществом ОГЭОР перед
аналогичными социальными технологиями является то, что в ней
находят удовлетворение все потенциальные субъекты влияния на
территории, так как все участники имеют возможность смоделировать
ситуацию на территории, безопасно проиграть возможные варианты и
самоопределиться для дальнейших действий. Причем, искусство
компромисса в переговорах, за счет обсуждения общих рисков,
перерастает в технологию согласования интересов, которой можно
пользоваться и в других ситуациях.
Власть и региональные элиты могут
понять "кто есть кто" и как они воспримут готовящееся решение. А
также, - в игровой ситуации отработать меры по преодолению
возникающих вследствие публикации рисков конфликты.
Государственные и муниципальные
структуры могут обрести дополнительные ресурсы за счет кооперации с
проявившимися партнерами.
Общественные некоммерческие
организации получают рупор своего мнения и возможность публично
проявить свою позицию.
При правильной организации оценки
рисков СМИ получают еще одну злободневную тему или увлекательную
телепередачу, перерастающую в постоянную программу.
Так как бизнес - это умение
принимать правильные хозяйственные решения в условиях
неопределенности, то коммерческие структуры получат информацию к
разворачиванию возможных последствий на территории и палитру оценки
рисков из разных позиций. Это позволит своевременно принять
управленческие решения.
Правда для этого бизнес-структурам
придется быть максимально открытыми. В этой мере прозрачности и
информационной открытости корпорации один из непростых моментов.
Излишняя открытость может привести к утечке стратегически важной
информации. С другой стороны, закрытость может привести к
недополучению информации и даже побудить менеджеров действовать в
ущерб интересам как акционеров, так и населения.
Для отдельного человека ОГЭОР - это
возможность реализации его прав на доступ к информации и активное
включение в принятие решений на местном уровне повседневных будней.
При отсутствии такой информации человек может попасть в трудное
жизненное положение как на территории, так и в любой
организации.
В опубликованной концепции проекта
Федерального закона "Об обеспечении доступа граждан к информации о
деятельности органов государственной власти и решениях,
затрагивающих их права, свободы и законные интересы" нет ответа на
важный для преодоления таких проблем вопрос: "А что и как будет
делать человек или организация, получив желаемую информацию?"
Всегда есть риск "бури в стакане воды" или неграмотного (не говоря
уже о предвзятом или амбициозном) использования и истолковании
полученной в соответствии с Законом информации. ОГЭОР позволяет
позитивно ответить на эти вопросы.
Существуют риски и для самих
инициаторов и организаторов ОГЭОР, а также, риски последствий
проведения. Они могут быть следующие:
неприятие идей экспертизы главными
субъектами влияния на территории ("у нас все это уже есть").
отсутствие социальной группы,
которая бы понимала и поддерживала бы идею общественно-гражданской
экспертизы на территории;
отсутствие механизмов информирования
местных сообществ о проведении и итога экспертизы;
низкая степень собственного
профессионализма в предмете оценки;
потеря в общественном сознании
собственного лица как независимого эксперта;
формирование образа себя как
агрессивного борца против чего-то;
подбор участников заведомо
находящихся в антагонистических отношениях;
выпадение из диалога важных
субъектов влияния на территории;
попадание в зону интересов
криминальных сообществ или организованной преступности;
отсутствие конкретики в результатах
экспертизы и невозможность их представления через изменения
структур, процедур и нормативных документов;
невозможность отследить и "измерить"
последствия проведения экспертизы.
ОГЭОР - лишь часть технологий
социального партнерства (ТСП) для устойчивого
социально-экономического развития территории. Их последовательность
следующая:
формирование информационного
пространства в городе, регионе и организация публичных дискуссий по
тематике экспертизы;
обследование, диагностика и анализ
эффективности взаимодействия общественных, государственных,
муниципальных и бизнес-структур на территории;
выявление лидеров в каждом секторе,
установлении личностных контактов и отбор участников
экспертизы;
проведение региональных
семинаров-тренингов по обучению экспертизе, оценке и
рейтингам;
организация клубов ориентированных
на разные аспекты устойчивого социально-экономического развития
территории и повышения качества жизни населения;
организация и проведение местных и
региональных конкурсов общественно-значимых социально-экономических
и инвестиционных проектов и программ, направленных на социальное
развитие территории;
принятие нормативных и
законодательных актов, регулирующих взаимодействие между разными
субъектами влияния на территории;
проведение очных и дистанционных
консультаций по проблемам общественно-гражданской оценки
рисков;
организация и проведение публичной
экспертизы.
Таким образом, проведение
общественно-гражданской экспертизы - не одноразовая акция или набор
мероприятий, а система целенаправленных действий, требующая
подготовки, усилий и времени. Опыт показывает, что один цикл длится
в зависимости от степени готовности ситуации от 8 месяцев до 1
года. Для изменения ситуации нужна система мониторинга рисков на
территории.
В качестве первого шага
разворачивания ОГЭОР возможно получение от Экспертного Совета при
Уполномоченном по правам человека в РФ полного пакета документов
методик организации экспертизы и проведение трехдневного обучающего
семинара-тренинга для организаторов экспертизы и потенциальных
участников.
Общественно-гражданская экспертиза и оценка
рисков (ОПЭР) - инновационная социальная технология, направленная
на снижение социальной напряженности на локальной территории. Эта
задача решается путем открытого публичного обсуждения общих
рисков принятия управленческих решений каждой из заинтересованных
сторон. Общая цель ОПЭР - преодоление нынешнего социального
ступора в России; активизация, мобилизация и повышение
ответственности бизнеса, власти, общественности и населения в
деле устойчивого социально-экономического развитие территории или
региона и повышения качества жизни местного
населения.
Созданная и опробованная в процессе кооперации
ученых, государственных и муниципальных управленцев,
консультантов и практиков, технология общественно-гражданской
экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР), вобрала в себя имеющийся,
наиболее успешный отечественный и зарубежный опыт социального
партнерства: публичные слушания, общественный соучастный характер
обсуждения насущных проблем, открытость и прозрачность намерений,
организацию доверия между участниками.
Отличительной особенностью
общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР)
является обсуждение не самого факта отсутствия тех или иных
социальных благ; и не поиск виновных в возникновении тех или иных
социально-экономических проблем на территории и в регионах, а
коллективная оценка риска действия (или бездействия) и принятия
присутствующими личного ответственного решения по обсуждаемой
теме. Другими словами, - каждым обсуждается собственная
персональная ответственность за принятие решения в данной области
и возникающие при этом общие коллективно распределенные
риски.
В
зависимости от предмета оценки рисков и форм организации
экспертизы продуктами ОГЭОР могут быть:
- заключения о целесообразности финансирования рассмотренных предложений или проектов;
- предложения по изменению структуры или содержания документов, в том числе, - нормативно-правовых и законодательных;
- предложения по изменению содержания действий или управленческих решений для снижения общих рисков;
- рекомендации по использованию дополнительных ресурсов;
- рекомендации по созданию структур или реорганизации процедур;
- рейтинги субъектов влияния на территории.
Логика перераспределения рисков
противоположна логике распределения благ. В борьбе за благо чем
сильнее тянешь - тем выше вероятность его заполучения, а вот при
попытке избегания и уходе от общих коллективно распределенных
рисков, чем меньше ты на себя их берешь, - тем выше риск остаться
в одиночестве и как результат заполучить новые, еще большие
угрозы и опасности. Любой социальное действие или бездействие
порождает риски противодействия. Эта рИсковая (но не рискОванная,
а - безопасная) технология социального партнерства в большей
степени ориентирована на "страх и кнут", чем на "пряник и
выгоды".
Логика перераспределения благ запускает центробежные процессы разъединения, а логика рисков - центростремительные процессы объединения. Одновременное удержание этих двух логик порождает понятие "со-конкуренция", сегодня недостаточно освоенное. Принудительно возникает кооперация конкурирующих структур в условиях общей недостаточности ресурсов. Так что, если нет возможности кооперироваться на локальной территории в реальной практике или в коллективном создании совместных сетево устроенных проектов, остается только объединяться для оценки общих рисков принятия решения. Назвать вещи своими именами, оценить друг друга по достоинству, представить общие и персональные риски, определить механизм наступления ответственности и найти общее дело, - таков алгоритм общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков.
Комментарии (5)
Здравствуйте,
какие математические методы используются при прогнозировании рисков по системе ОПЭР?
С уважением,
Марго Романоff
Гл. Редактор журнала FAQ
Уважаемая Margo, большое спасибо за вопрос, позволяющий прояснить коренное отличие ОПЭР от существующих подходов к оценке рисков.
То, что возникает в коммуникации , связанное опосредовано с РИСКАМИ - это УГРОЗЫ. То, что возникает в сознании при потенциальной возможности утери собственности (если нематериальной, - то "собственного", - реноме, репутации) - это ОПАСНОСТИ. Их и пытаются минимизировать сегодня вглядываясь в графики, или пытаясь апроксимировать математически наступление будущих событий от меня не зависящих.
В 90-х годах прошлого века советник Шредера, немецкий социальный философ Ульрих Бек опубликовал ряд исследований , в которых утверждал, что человек и человечество наряду с благами стало порождть и производить объективно существющие общие и персональные РИСКИ. Риски приниимаемых решений... Не кто-то там со стороны, не субъект влияния, мне неизвестный, а я сам... Не ту кнопку нажал - Чернобыль для всех грохнул... Не туда билеты купил, - в "Норд-Ост" попал..
Тогда и возникла идея ОПЭР, заключающаяся в том, что риски нужно не ПРЕДУГАДЫВАТЬ как в рулетку или даже дельфийским методом, а собственными рисками нужно УПРАВЛЯТЬ путем открытого публичного обсуждения своих ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ действий со всеми заинтересованными сторонам, которых находятся на локальной (или глобальной, - какая разница?) территории нашего общего влияния. А договоритья между собой, в ограниченных пространственно-временных масштабах два (и более) субъекта всегда смогут. Главное, - чтобы мзвне никто не мнал (чтобы транзакции не было)
Договорятся, если обсуждать будут при этом не дележку БЛАГ (что всегда порождает центробежные силы, раздрай и конфликт), а персональные и общие с обратной связью РИСКИ (что при их отталкивании каждым от себя приводит в определенных условиях к возникновению центростремительных сил кооперации). Если на слово не верите, - то посмотрите сами или споосите у меня про теорему нобелевского лареата по экономике Коуза.
Приглашаем принять участие в Шестой Всероссийской научно-практическая конференция "Научное, экспертно-аналитическое , оценочное и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России"
Клуб субъектов инновационного и технологического развития,Триумвират РФ, некоммерческих организаций "Национальная инновационная система", Аналитический центр, Аналитический журнал FAQ, ГМЧ-TV
Первый частный телеканал компании ГМЧ, Inter Media, ДВЕНАДЦАТЬ, Наука, Метавер, Государственные НИИ, Всероссийский Независимый Инновационный Центр, Лесная Полифоническая Академия, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), научно-производственная компания "ГМЧ", проводят шестую Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам научного, экспертно-аналитического, оценочного и информационного обеспечения органов государственной власти и управления.
Сопредседатели Оргкомитета: Капустин Владимир Юрьевич, д.т.н., академик РАЕН, , Пивоваров Ю.С. - академик РАН, директор ИНИОН РАН, Попова Е.В. - к.э.н., руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности.
Первые пять конференций вызвали большой интерес у огромного числа специалистов, представителей органов государственной власти и управления. Материалы этих конференций опубликованы и доведены до заинтересованных организаций.
Цель данной конференции - содействие становлению стратегического общественно-государственного партнерства, принимающего на себя значительную часть ответственности за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития России, обеспечение заинтересованного и результативного взаимодействия экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ по ключевым проблемам инновационного и технологического развития России. Одним из ожидаемых результатов является создание по инициативе участников временных творческих коллективов по разработке и реализации актуальных проектов в области инновационного и технологического развития.
Состав участников: на конференцию приглашаются ведущие специалисты в области научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения национального стратегического проектирования, работники органов государственной власти и управления, ответственные за разработку и реализацию стратегий, приоритетных проектов и программ инновационного и технологического развития на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, заинтересованные представители бизнес-структур, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации, участники Клуба субъектов инновационного и технологического развития.
Основные проблемы, предлагаемые для обсуждения на конференции:
XXI век - стратегия для России.
- ценностные ориентиры национального стратегического проектирования;
- система национальных интересов как основа национального стратегического проектирования;
- создание в России высокотехнологичной экономики - как новая национальная идея для граждан страны в ХХI веке;
- интеллектуальные ресурсы России и проблема восстановления статуса мировой научной и высокотехнологичной державы (идеология, образование, наука, модернизация промышленного сектора экономики);
- инновационный потенциал общества знания;
- национальное стратегическое проектирование в системе государственного управления;
- стратегическое позиционирование России в развивающемся глобальном пространстве конкуренции и сотрудничества;
- общественно-государственное партнерство как фактор формирования системы стратегического планирования;
- стратегия инновационного развития: ресурсные основания и управленческие решения;
- развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий в области инновационного и технологического развития;
- роль долгосрочных прогнозов в выборе приоритетов инновационного и технологического развития; долгосрочный прогноз как конструируемый образ будущего;
- становление общенациональной системы индикативного планирования;
- промышленная, инновационная и технологическая политика как основа системной модернизации экономики России; технологическая конкурентоспособность в XXI веке;
- энергосектор России: приоритеты инновационного и технологического развития;
- несырьевая и инновационная экономика как условие сохранения субъектности страны в условиях глобализации и происходящих глобальных кризисов.
- человек и стратегическое развитие России; проблемы формирования "творческого класса" и современная кадровая политика в России;
- экологическая модернизация экономики;
- социальный вектор в стратегии развития страны;
- развитие эффективных форм международного экономического, инновационного и научно-технического сотрудничества в реализации национальных интересов России;
- обеспечение национальной и экономической безопасности России в удаленной перспективе;
- опыт стратегического прогнозирования и планирования органов власти развитых и развивающихся стран;
- перспективы создания единой национальной информационно-аналитической базы стратегического планирования;
- система научного, экспертного и информационного сопровождения национального стратегического проектирования, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ.
Инновационное и технологическое развитие в стратегическом национально-государственном проектировании
- инновационные процессы в России: масштабы, качество, факторы и результаты;
- долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование динамики инноваций и технологического развития;
- приоритеты инновационного технологического прорыва и перспективные рыночные ниши;
- конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов;
- социальные аспекты инновационной деятельности;
- человеческий капитал и концепция глобальных инновационных сетей;
- инновационный потенциал молодежи;
- научная, информационная и инновационная политика как компонент системы стратегического управления, обеспечения социально-экономического и культурного развития;
- проблемы экспертно-аналитического обеспечения формирования национальной инновационной системы;
- выбор долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития России;
- инновационное развитие в условиях бюджетного дефицита;
- стратегия импортозамещения и задачи технологической модернизации экономики;
- координация становления инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития;
- всесторонняя поддержка инновационного предпринимательства - способ воспитания созидателей;
- стратегический маркетинг в интересах инновационного и технологического развития России;
- ресурсное обеспечение инновационной экономики России;
- управление разработкой и реализацией коммуникационных программ, поддерживающих инновационное и технологическое развитие России
- информационные аспекты инновационного развития экономики России;
- роль и место экспертов в разработке стратегий инновационного и технологического развития России;
- потенциал и перспективы системной интеграции инновационных проектов, развития инновационных сетей и кластеров, возникновения мультипликативных и синергетических эффектов сетевой и региональной кластеризации;
- сотрудничество власти, бизнеса, науки, системы образования и гражданского общества в разработке и реализации инновационной и научно-технической политики;
- конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов;
- экспортный потенциал российского сектора высоких технологий;
- политика в области интеллектуальной собственности как основа инновационной деятельности в РФ;
- массовое научно-техническое творчество как фактор инновационного и технологического развития;
- социогуманитарное обеспечение и экспертиза инновационного и технологического развития России
- проблемы мотивации общества к инновационному развитию (роль СМК, общественных организаций, системы образования, активизации молодежи и др.).
Стратегическое государственное управление: проблемы теории и методологии
- проблемы комплексного научного обеспечения стратегического программно-целевого планирования и управления и проектного подхода;
- эффективность, основные приоритеты и перспективы программно-целевых инструментов инновационного и технологического развития.
- методология разработки долгосрочных (20-25 лет) и сверхдолгосрочных (свыше 50 лет) государственных проектов (конкретность целей, учет ресурсов, оценка по результатам, системы аудита и контроля);
- конструирование методологического инструментария для изучения современного мира;
- методологические проблемы организации комплекса научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения управления стратегическими государственными проектами;
- способы обеспечения объективности и достоверности научных и экспертно-аналитических продуктов в области долгосрочного прогнозирования и проектирования;
- институциональное обеспечение системы многоуровневого стратегического планирования в России;
- теоретические вопросы управления территориями и отраслями, регионального и отраслевого стратегического планирования;
- критерии оценки эффективности в национальном стратегическом планировании и проектировании;
- управление знанием и ключевыми сферами развития культуры (науки, образования, народонаселения, здравоохранения) как важнейший компонент стратегического проектирования и программно-целевого планирования.
- экспертно-аналитический корпус России: состояние и проблемы формирования;
- методическое обеспечение национального стратегического проектирования.
Место и роль науки в процессе становления национальной инновационной экономики
- миссия и функции научных организаций в современной экономике;
- возрождение спроса на науку как основа конкурентоспособности национальной экономики в современных макроэкономических условиях;
- роль РАН в инновационной политике и условия, которые необходимо создать для ее реализации;
- система разработки и экспертизы высокотехнологичных (наукоемких) проектов;
- современные требования к фундаментальным и прикладным научным исследованиям и к институтам системной трансформации научных разработок в передовые технологии;
- проблема создание внутреннего спроса на науку в контексте национального развития России;
- административные, экономические, территориальные и организационно-правовые механизмы решения задачи по созданию спроса на науку;
- стимулирование фундаментальных и прикладных исследований и реализуемых на их базе инновационных проектов, имеющих особую значимость для приоритетных областей социально-экономического развития;
- укрепление позиций российской науки в мировом научной сообществе, повышение ее престижа в глазах российской общественности и органов государственной власти;
- задачи популяризации науки, социально значимых результатов инновационного и технологического развития, продвижения экспертных знаний в средства массовой информации.
Система образования и инновационное развитие России
- приоритетная роль фундаментального образования и науки в процессах формирования инновационной экономики и общества, основанного на знаниях и интеллекте;
- интеграция науки и образования;
- приоритеты в модернизации российского образования, определяемые задачами инновационного и технологического развития;
- перспективы возрождения профтехобразования;
- воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы;
- опыт и перспективы развития частных научных, инновационных и образовательных организаций;
- сетевое взаимодействие исследовательских университетов и организаций бизнес-сообщества как неотъемлемая часть инновационной экономики XXI в.
- формирование инновационной инфраструктуры в вузах;
- малые инновационные предприятия, создаваемые при научно-исследовательских организациях и вузах: перспективы и стратегии развития, истории успеха;
- проблемы и перспективы деятельности бюджетных научных и образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования (в связи с переходом с 2011 года от сметного финансирования на финансирование по субсидиям);
- перспективы развития исследовательских университетов;
- модернизация управления и регулирования системы профессионального образования;
- дистанционное обучение, дополнительное образование, переподготовка и повышение квалификации для целей инновационного и технологического развития;
- развитие системы опережающего про-инновационного воспитания и образования;
- управление качеством в образовательных процессах;
- экспортный потенциал российского профессионального образования.
- информационно-библиотечное обеспечение науки и образования
- освобождение от налога на прибыль доходов от научной деятельности;
- Интернет-технологии и электронные ресурсы в информационном обеспечении системы образования и научных исследований;
- новые сервисы в информационном обеспечении научных исследований;
- научно-исследовательская деятельность библиотек.
Управление знаниями в инновационном и технологическом развитии России
- формирование систем управления знаниями стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России;
- институциональные аспекты управления стратегическими знаниями;
- коммуникативные технологии управления знаниями;
- консалтинг в управлении знаниями;
- управление знаниями в национальной инновационной системе;
- управление знаниями в частно-государственном партнерстве.
Демографические процессы и сбережение нации
- человеческий потенциал России и задачи сбережения нации;
- системная стратегия обеспечения здоровья и сохранения нации;
- неотложные меры в области совершенствования демографической политики;
- общественно-государственное партнерство в инновационной деятельности по управлению здоровьем;
- российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи;
- модернизация российского здравоохранения и возрождение системы физического воспитания.
Качество власти и управления
- качество государственного управления и конкурентоспособность российского государства;
- ответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышение конкурентоспособности страны, за темпы результаты и перспективы инновационного и технологического развития;
- приоритетные задачи органов государственной власти и управления в формировании национальной инновационной системы;
- законодательное обеспечение инновационного и технологического развития России;
- совершенствование системы научно-технического прогнозирования и планирования;
- разработка эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
- перспективы расширения объемов государственного и муниципального заказа на разработку инновационной продукции;
- кредитные и налогово-бюджетные механизмы, стимулирующие инновационное и технологическое развитие;
- приоритетные задачи государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса;
- инновации в управлении как ресурс национальной конкурентоспособности;
- координация, стимулирование и поддержка сетевой самоорганизации субъектов инновационного и технологического развития;
- содействие системной интеграции инновационных проектов, развитию инновационных сетей и кластеров;
- принципы и формы "электронного правительства": российский и зарубежный опыт;
- поощрительная налоговая политика в условиях ускоренной технологической модернизации
- государство как координатор инновационного и технологического развития;
- инновационное развитие и подготовка государственного кадрового резерва;
- качество государственного управления и результативность приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ;
- содействие государства продвижению продукции и услуг российских фирм на внешние рынки; перспективы развития экспорта наукоемких и инновационных продуктов и услуг;
- индексы для оценки и мониторинга качества государственного управления;
- критерии и показатели результативности инновационной и технологической политики;
- создание системы управления государственными и отраслевыми информационными ресурсами как единой инфраструктуры научной и экспертно-аналитической деятельности.
Методы формирования и обеспечения реализации стратегий в условиях кризисных ситуаций
- научные и экспертные подходы к оценке финансово-экономических кризисов: проблемы теории, методологии, методов и практики;
- зарубежная наука и практика антикризисного регулирования;
- проблемы соотношения ситуативного и стратегического аспектов в системе антикризисного управления;
- наиболее результативные и социально значимые инициативы государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и гражданского общества по смягчению и преодолению кризисных явлений и процессов;
- результативность антикризисных федеральных, региональных и муниципальных программ: создан ли инструментарий на будущее?
- возможности и перспективы увеличения доли российского труда в производстве товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом на глобальном и национальном рынках и в условиях глобального кризиса;
- международные финансовые регуляторы и инструменты в борьбе с финансовыми кризисами;
- мировой финансово-экономический кризис и актуализация задач инновационного и технологического развития России;
- кадровое, информационное и аналитическое обеспечение антикризисного управления.
Конкурентоспособность и инновационное развитие городов и регионов
- стратегии промышленного и инновационного развития городов и регионов;
- управление инновационным развитием в регионах и городах; проекты и программы инновационного развития регионов и городов России;
- инновационное развитие Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- сетевые технологии обеспечения региональной и муниципальной конкурентоспособности;
- ответственность региональных и муниципальных органов власти за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития;
- научно-методологические основы мониторинга и системы индикаторов инновационного и технологического развития регионов и городов.
- муниципалитеты, их роль и место в инновационном развитии;
- региональные аспекты общественно-государственного и частно-предпринимательского партнерства и роль пространственного фактора в инновационно-технологическом развитии;
- конкурентоспособность регионов и внедрение передового опыта модернизации региональной экономики на основе инновационного и технологического развития;
- особенности формирования инновационной системы в регионах РФ;
- интегральная оценка уровня развитости инновационной системы региона;
- трудовой потенциал регионов и перспективы инновационного и технологического развития;
- оценка кадрового обеспечения инновационного и технологического развития на региональном и муниципальном уровне.
Инновации - инвестиции - конкурентоспособность
- фактическая конкурентоспособность России в мире и ее основные системные показатели;
- ответственность хозяйствующих субъектов и собственников за темпы и результаты инновационного и технологического развития предприятия, региона, страны;
- проблемы и механизмы введения в хозяйственный оборот результатов НИОКР, созданных в рамках частно-государственного партнерства;
- программно-целевой метод формирования комплексных инновационных проектов в рамках частно-государственного партнерства;
- опыт и проблемы создания инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов;
- механизмы управления технопарковыми структурами;
- трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности;
- спрос на инновации, технологическая модернизация и конкурентоспособность российских предприятий;
- перспективы развития маркетинга инноваций в России;
- механизмы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
- технологический прогресс и рост малых предприятий;
- портрет инновационного лидера;
- зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях;
- системы менеджмента качества в инновационном и технологическом развитии;
- системы трансфера инновационных разработок в промышленное производство;
- механизмы привлечения инвестиций под промышленные инновации;
- опыт стратегического прогнозирования и планирования корпораций частного бизнеса в России и за рубежом;
Приоритетные национальные проекты и программы и стратегические задачи инновационного и технологического развития России
- формирование национальных стандартов результативности и инновационности в ходе реализации приоритетных проектов и программ;
- инновационные и технологические составляющие приоритетных национальных программ и проектов;
- целевые индикаторы в оценке эффективности и мониторинге реализации приоритетных национальных проектов и программ;
- инновационное использование информационных технологий и современных средств коммуникации в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищном строительстве.
- потенциал и механизмы межпроектного и межпрограммного взаимодействия;
- приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы и национальная конкурентоспособность;
- стратегический аудит приоритетных национальных проектов и программ;
- партнерство государства, науки, бизнеса и образования как неотъемлемый (и стартовый) компонент разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ;
- скоростной транспорт, как системообразующая экономическая и социальная инновация XXI века.
- система ГЛОНАСС как важнейший элемент инновационного и технологического развития России;
- научное, экспертное и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ;
Стратегическое проектирование на национальном и международном уровнях (по сферам национально-государственной деятельности)
- проблемы качества стратегического проектирования и управления;
- вертикальные системы управления стратегическими государственными проектами: федеральный, региональный, муниципальный уровни;
- роль и место муниципальных программ (особенно малых и средних городов) в национальном стратегическом проектировании и инновационном развитии;
- координация федеральных и региональных стратегических проектов с отраслевыми проектами и проектами хозяйствующих субъектов (корпораций);
- научное и экспертно-консультативное обеспечение законодательной деятельности и правовой практики в управлении стратегией социально-экономического развития;
- научное и экспертно-аналитическое обеспечение разработки и реализации стратегических межгосударственных проектов в рамках СНГ, ШОС, БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), Российско-Индийских отношений, межгосударственных проектов в рамках других международных институтов и отношений;
- проблемы обеспечения системы управления, правовой базы, механизмов контроля и надзора за реализацией стратегических государственных проектов национальными, межгосударственными и международными институтами и средствами;
- подходы к оценке и минимизации рисков для России в системе межгосударственных отношений;
- международный и отечественный опыт развития систем научного обеспечения стратегических государственных проектов и программ; экспертно-аналитические аспекты формирования идеологии и технологий информационного противоборства;
- формирование единого инновационного пространства стран СНГ, ЕврАзЭС, ШОС; - перспективы интеграции инновационных пространств СНГ и ЕС: правовые, институциональные, гуманитарные проблемы
- перспективы межотраслевого, межрегионального и международного инновационного и технологического сотрудничества.
Методы научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения стратегических государственных проектов и программ (процедуры целеполагания, выбора, формирования, нормативно-правового обеспечения, реализации, мониторинга, аудита и контроля исполнения)
- технологии и методы анализа, прогноза, планирования, разработки сценариев стратегических управленческих решений, практические методики аналитического и экспертного обеспечения стратегического управления;
- научные и экспертно-аналитические процедуры выбора, формирования, оценки эффективности реализации и контроля исполнения национальных проектов и программ, новые технологии оптимизации государственной и отраслевой политики;
- управление национальными проектами и программами на базе технологий электронного государства;
- перспективы использования в стратегическом проектировании систем и методов искусственного интеллекта;
- научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение формирования прогнозов и разработки вероятных сценариев развития;
- независимая экспертиза в инновационном процессе;
- информационная безопасность, конкурентная разведка и другие специальные виды информационного обеспечения стратегического управления и проектирования;
- технологии сетевой экспертно-аналитической поддержки государственных и корпоративных решений;
- методы оценки и стимулирования инновационной активности органов власти и управления, бизнеса;
- методы и технология выявления и решения проблем развития территорий и повышения конкурентоспособности предприятий;
- проектный подход к решению задач инновационного и технологического развития;
Форсайт как метод научно-технического прогнозирования: ограничения, достоинства и недостатки.
В рамках конференции будет проведен круглый стол "Молодежь - инновационный потенциал страны".
Ответственный за подготовку и проведение конференции от ИНИОН РАН - зав. Отделом научного сотрудничества В.И.Герасимов (тел.: (499) 128-57-80).
Участие в конференции бесплатное.
Предложения о сотрудничестве с организаторами конференции просим направлять на адрес coop@inion.ru.
Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.
Место проведения конференции - ИНИОН РАН, Нахимовский проспект 51/21 (ст. метро "Профсоюзная", выход из первого вагона от центра).
ОРГКОМИТЕТ