Заявки на оценку влияния
пенсионерWIRWIR

Оценка рисков принимаемых решений (ОПЭР)

Оценка рисков принимаемых решений является частным случаем "оценки влияния". Фирма ДВЕНАДЦАТЬ готова совместно с парнерами оказать услугу по обучению  или проведению на территории Обществнно-профессиональной Экспертизы Рисков принимаемх решений.

 

Общественно-гражданская экспертиза и оценка рисков (ОПЭР) - инновационная социальная технология, направленная на снижение социальной напряженности на локальной территории. Эта задача решается путем открытого публичного обсуждения общих рисков принятия управленческих решений каждой из заинтересованных сторон. Общая цель ОГЭОР - преодоление нынешнего социального ступора в России; активизация, мобилизация и повышение ответственности бизнеса, власти, общественности и населения в деле устойчивого социально-экономического развитие территории или региона и повышения качества жизни местного населения.
Созданная и опробованная в процессе кооперации ученых, государственных и муниципальных управленцев, консультантов и практиков, технология общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР), вобрала в себя имеющийся, наиболее успешный отечественный и зарубежный опыт социального партнерства: публичные слушания, общественный соучастный характер обсуждения насущных проблем, открытость и прозрачность намерений, организацию доверия между участниками.
Отличительной особенностью общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР) является обсуждение не самого факта отсутствия тех или иных социальных благ; и не поиск виновных в возникновении тех или иных социально-экономических проблем на территории и в регионах, а коллективная оценка риска действия (или бездействия) и принятия присутствующими личного ответственного решения по обсуждаемой теме. Другими словами, - каждым обсуждается собственная персональная ответственность за принятие решения в данной области и возникающие при этом общие коллективно распределенные риски.
Предмет экспертизы возникает на первом её этапе по инициативе любой из заинтересованных сторон: власти, общественности или бизнеса. По содержанию это может быть оценка рисков при принятии ответственного решения проблем ситуации на территории, затрагивающих интересы многих участников; или же - оценка вклада и рейтинги некого субъекта влияния (власти, бизнеса, некоммерческого или государственного сектора) на развитие территории и повышение качества жизни; или же - экспертиза представленного социально значимого проекта… Одновременно эта же инициативная сторона представляет для всеобщего обсуждения и свою собственную модель оценки рисков в данной области: критерии, факторы, механизмы и инструменты получения количественных показателей или качественных индикаторов первичных рисков принятия решения в ситуации неопределенности. Последующие дискуссии и обсуждение этой модели оценки и её совершенствование приводят к тому, что участники в дальнейшем сами становятся главными проводниками наработанных совместно идей, реализаторами проэкспертированных проектов или воздерживаются от принятия собственного неадекватного и опрометчивого решения.
В зависимости от предмета оценки рисков и форм организации экспертизы продуктами ОГЭОР могут быть:
заключения о целесообразности финансирования рассмотренных предложений или проектов;
предложения по изменению структуры или содержания документов, в том числе, - нормативно-правовых и законодательных;
предложения по изменению содержания действий или управленческих решений для снижения общих рисков;
рекомендации по использованию дополнительных ресурсов;
рекомендации по созданию структур или реорганизации процедур;
рейтинги субъектов влияния на территории.
Гарантией достижения продуктивного результата экспертизы и оценки рисков является соединение в технологии общетеоретических и практических подходов. Философскими и методологическими основаниями технологии выступают положения Концепции "современного общества рисков". При современном лавинообразном информационном взрыве и необходимости принятия решений в условиях неопределенности, человек и Человечество сегодня в большей степени производят общие социальные риски, чем возможные блага: Чернобыль, терроризм, СПИД, атипичная пневмония, экологические, социальные, национальные, военные конфликты... Любое социальное действие, хотим мы того или нет, порождает новые опасности, угрозы и риски для всех и каждого. Причем, устраняя один риск - производишь другие.
В этом - отличие социума от природы, в которой внутривидовые риски сведены к минимуму: "ворон ворону глаз не выклюет". Чего нельзя сказать о современном человеке, утерявшем во тьме хаоса и многообразия предельную онтологию как путеводную нить здравого смысла самосохранения. Среди неотъемлемых прав человека, одно из главных - право остаться человеком (homo sapiens) среди людей. Об отдельном (одиноком) Человеке, который отстает сегодня по скорости развития от Человечества в целом, и для которого наступает сегодня "конец света" разума. А без коллективной оценки возникающих и перераспределяющихся вследствие этого отставания общих рисков - он неизбежно наступит, отбрасывая человека во времена доисторические.
Логика перераспределения рисков противоположна логике распределения благ. В борьбе за благо чем сильнее тянешь - тем выше вероятность его заполучения, а вот при попытке избегания и уходе от общих коллективно распределенных рисков, чем меньше ты на себя их берешь, - тем выше риск остаться в одиночестве и как результат заполучить новые, еще большие угрозы и опасности. Любой социальное действие или бездействие порождает риски противодействия. Эта рИсковая (но не рискОванная, а - безопасная) технология социального партнерства в большей степени ориентирована на "страх и кнут", чем на "пряник и выгоды".
Если приходится нести тяжелое бревно (бремя региональных проблем), и если кто-то один бросит или просто ослабит хватку, то падающий груз задавит всех вместе разом. И уж совсем опасно, - если ты этого бревна, висящего как дамоклов меч, не видишь и пока не ощущаешь.
У Хайдегера есть образ дикообразов, идущих по ледяной пустыне, им холодно, в попытке согреться они жмутся друг к другу, но натыкаются на торчащие у каждого колючки. Приходится через пробы и ошибки устанавливать оптимальную дистанцию.
Логика перераспределения благ запускает центробежные процессы разъединения, а логика рисков - центростремительные процессы объединения. Одновременное удержание этих двух логик порождает понятие "со-конкуренция", сегодня недостаточно освоенное. Принудительно возникает кооперация конкурирующих структур в условиях общей недостаточности ресурсов. Так что, если нет возможности кооперироваться на локальной территории в реальной практике или в коллективном создании совместных сетево устроенных проектов, остается только объединяться для оценки общих рисков принятия решения. Назвать вещи своими именами, оценить друг друга по достоинству, представить общие риски и найти общее дело, - таков алгоритм общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков.
Эффективность общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков обеспечивается и участием в ней специальной научной экспертизы, предоставляющей объективную и достоверную информацию. Включение всех значимых субъектов влияния на данной территории и участие в ней СМИ позволяет реализовать принцип прозрачности - "все знают все".
Процедура общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков может быть описана в виде последовательности следующих действий инициирующей группы:
подготовка и сбор достоверной информации по выбранной актуальной тематике;
публикация информации и проведение переговоров;
подбор участников и проверка списка на необходимость и достаточность;
написание программы проведения ОГЭОР;
обсуждение первичной модели оценки (критериев, факторов, механизмов, инструментов и количественных показателей или качественных индикаторов) первичных рисков принятия решения;
открытое публичное обсуждение последствий и формулировка вторичных общих коллективно распределенных рисков;
распределение участниками приоритетов рисков;
проведение рейтингов рисков и субъектов риска;
публикация итогов ОГЭОР;
законодательно-нормативное, информационное, консультационное, организационное и другое обеспечение принятых совместно договоренностей.
Преимуществом ОГЭОР перед аналогичными социальными технологиями является то, что в ней находят удовлетворение все потенциальные субъекты влияния на территории, так как все участники имеют возможность смоделировать ситуацию на территории, безопасно проиграть возможные варианты и самоопределиться для дальнейших действий. Причем, искусство компромисса в переговорах, за счет обсуждения общих рисков, перерастает в технологию согласования интересов, которой можно пользоваться и в других ситуациях.
Власть и региональные элиты могут понять "кто есть кто" и как они воспримут готовящееся решение. А также, - в игровой ситуации отработать меры по преодолению возникающих вследствие публикации рисков конфликты.
Государственные и муниципальные структуры могут обрести дополнительные ресурсы за счет кооперации с проявившимися партнерами.
Общественные некоммерческие организации получают рупор своего мнения и возможность публично проявить свою позицию.
При правильной организации оценки рисков СМИ получают еще одну злободневную тему или увлекательную телепередачу, перерастающую в постоянную программу.
Так как бизнес - это умение принимать правильные хозяйственные решения в условиях неопределенности, то коммерческие структуры получат информацию к разворачиванию возможных последствий на территории и палитру оценки рисков из разных позиций. Это позволит своевременно принять управленческие решения.
Правда для этого бизнес-структурам придется быть максимально открытыми. В этой мере прозрачности и информационной открытости корпорации один из непростых моментов. Излишняя открытость может привести к утечке стратегически важной информации. С другой стороны, закрытость может привести к недополучению информации и даже побудить менеджеров действовать в ущерб интересам как акционеров, так и населения.
Для отдельного человека ОГЭОР - это возможность реализации его прав на доступ к информации и активное включение в принятие решений на местном уровне повседневных будней. При отсутствии такой информации человек может попасть в трудное жизненное положение как на территории, так и в любой организации.
В опубликованной концепции проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы" нет ответа на важный для преодоления таких проблем вопрос: "А что и как будет делать человек или организация, получив желаемую информацию?" Всегда есть риск "бури в стакане воды" или неграмотного (не говоря уже о предвзятом или амбициозном) использования и истолковании полученной в соответствии с Законом информации. ОГЭОР позволяет позитивно ответить на эти вопросы.
Существуют риски и для самих инициаторов и организаторов ОГЭОР, а также, риски последствий проведения. Они могут быть следующие:
неприятие идей экспертизы главными субъектами влияния на территории ("у нас все это уже есть").
отсутствие социальной группы, которая бы понимала и поддерживала бы идею общественно-гражданской экспертизы на территории;
отсутствие механизмов информирования местных сообществ о проведении и итога экспертизы;
низкая степень собственного профессионализма в предмете оценки;
потеря в общественном сознании собственного лица как независимого эксперта;
формирование образа себя как агрессивного борца против чего-то;
подбор участников заведомо находящихся в антагонистических отношениях;
выпадение из диалога важных субъектов влияния на территории;
попадание в зону интересов криминальных сообществ или организованной преступности;
отсутствие конкретики в результатах экспертизы и невозможность их представления через изменения структур, процедур и нормативных документов;
невозможность отследить и "измерить" последствия проведения экспертизы.
ОГЭОР - лишь часть технологий социального партнерства (ТСП) для устойчивого социально-экономического развития территории. Их последовательность следующая:
формирование информационного пространства в городе, регионе и организация публичных дискуссий по тематике экспертизы;
обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных, государственных, муниципальных и бизнес-структур на территории;
выявление лидеров в каждом секторе, установлении личностных контактов и отбор участников экспертизы;
проведение региональных семинаров-тренингов по обучению экспертизе, оценке и рейтингам;
организация клубов ориентированных на разные аспекты устойчивого социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения;
организация и проведение местных и региональных конкурсов общественно-значимых социально-экономических и инвестиционных проектов и программ, направленных на социальное развитие территории;
принятие нормативных и законодательных актов, регулирующих взаимодействие между разными субъектами влияния на территории;
проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам общественно-гражданской оценки рисков;
организация и проведение публичной экспертизы.
Таким образом, проведение общественно-гражданской экспертизы - не одноразовая акция или набор мероприятий, а система целенаправленных действий, требующая подготовки, усилий и времени. Опыт показывает, что один цикл длится в зависимости от степени готовности ситуации от 8 месяцев до 1 года. Для изменения ситуации нужна система мониторинга рисков на территории.
В качестве первого шага разворачивания ОГЭОР возможно получение от Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ полного пакета документов методик организации экспертизы и проведение трехдневного обучающего семинара-тренинга для организаторов экспертизы и потенциальных участников.
Общественно-гражданская экспертиза и оценка рисков (ОПЭР) - инновационная социальная технология, направленная на снижение социальной напряженности на локальной территории. Эта задача решается путем открытого публичного обсуждения общих рисков принятия управленческих решений каждой из заинтересованных сторон. Общая цель ОПЭР - преодоление нынешнего социального ступора в России; активизация, мобилизация и повышение ответственности бизнеса, власти, общественности и населения в деле устойчивого социально-экономического развитие территории или региона и повышения качества жизни местного населения.
 
Созданная и опробованная в процессе кооперации ученых, государственных и муниципальных управленцев, консультантов и практиков, технология общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР), вобрала в себя имеющийся, наиболее успешный отечественный и зарубежный опыт социального партнерства: публичные слушания, общественный соучастный характер обсуждения насущных проблем, открытость и прозрачность намерений, организацию доверия между участниками.
 
Отличительной особенностью общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков (ОГЭОР) является обсуждение не самого факта отсутствия тех или иных социальных благ; и не поиск виновных в возникновении тех или иных социально-экономических проблем на территории и в регионах, а коллективная оценка риска действия (или бездействия) и принятия присутствующими личного ответственного решения по обсуждаемой теме. Другими словами, - каждым обсуждается собственная персональная ответственность за принятие решения в данной области и возникающие при этом общие коллективно распределенные риски.
 
 В зависимости от предмета оценки рисков и форм организации экспертизы продуктами ОГЭОР могут быть:
 
  • заключения о целесообразности финансирования рассмотренных предложений или проектов;
  • предложения по изменению структуры или содержания документов, в том числе, - нормативно-правовых и законодательных;
  • предложения по изменению содержания действий или управленческих решений для снижения общих рисков;
  • рекомендации по использованию дополнительных ресурсов;
  • рекомендации по созданию структур или реорганизации процедур;
  • рейтинги субъектов влияния на территории.

Логика перераспределения рисков противоположна логике распределения благ. В борьбе за благо чем сильнее тянешь - тем выше вероятность его заполучения, а вот при попытке избегания и уходе от общих коллективно распределенных рисков, чем меньше ты на себя их берешь, - тем выше риск остаться в одиночестве и как результат заполучить новые, еще большие угрозы и опасности. Любой социальное действие или бездействие порождает риски противодействия. Эта рИсковая (но не рискОванная, а - безопасная) технология социального партнерства в большей степени ориентирована на "страх и кнут", чем на "пряник и выгоды".

 
Логика перераспределения благ запускает центробежные процессы разъединения, а логика рисков - центростремительные процессы объединения. Одновременное удержание этих двух логик порождает понятие "со-конкуренция", сегодня недостаточно освоенное. Принудительно возникает кооперация конкурирующих структур в условиях общей недостаточности ресурсов. Так что, если нет возможности кооперироваться на локальной территории в реальной практике или в коллективном создании совместных сетево устроенных проектов, остается только объединяться для оценки общих рисков принятия решения. Назвать вещи своими именами, оценить друг друга по достоинству, представить общие и персональные  риски, определить механизм наступления ответственности  и найти общее дело, - таков алгоритм общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков.

Верите ли Вы автору?
Верю
Убедительно, но остался при своем
Не верю
Затрудняюсь ответить
Смотреть Результаты

Комментарии (5)

20 апреля 2010 в 11:50
WIRпенсионерWIR

 

 Эффективность общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков обеспечивается и участием в ней специальной научной экспертизы, предоставляющей объективную и достоверную информацию. Включение всех значимых субъектов влияния на данной территории и участие в ней СМИ позволяет реализовать принцип прозрачности - "все знают все".
 
Процедура общественно-гражданской экспертизы и оценки рисков может быть описана в виде последовательности следующих действий инициирующей группы:
 
  • подготовка и сбор достоверной информации по выбранной актуальной тематике;
  • публикация информации и проведение переговоров;
  • подбор участников и проверка списка на необходимость и достаточность;
  • написание программы проведения ОПЭР;
  • обсуждение первичной модели оценки (критериев, факторов, механизмов, инструментов и количественных показателей или качественных индикаторов) первичных рисков принятия решения;
  • открытое публичное обсуждение последствий и формулировка вторичных общих коллективно распределенных рисков;
  • распределение участниками приоритетов рисков;
  • проведение рейтингов рисков и субъектов риска;
  • публикация итогов ОПЭР;
  • законодательно-нормативное, информационное, консультационное, организационное и другое обеспечение принятых совместно договоренностей.
  •  
Преимуществом ОПЭР перед аналогичными социальными технологиями является то, что в ней находят удовлетворение все потенциальные субъекты влияния на территории, так как все участники имеют возможность смоделировать ситуацию на территории, безопасно проиграть возможные варианты и самоопределиться для дальнейших действий. Причем, искусство компромисса в переговорах, за счет обсуждения общих рисков, перерастает в технологию согласования интересов, которой можно пользоваться и в других ситуациях.
 
Власть и региональные элиты могут понять "кто есть кто" и как они воспримут готовящееся решение. А также, - в игровой ситуации отработать меры по преодолению возникающих вследствие публикации рисков конфликты.
 
Государственные и муниципальные структуры могут обрести дополнительные ресурсы за счет кооперации с проявившимися партнерами.
 
Общественные некоммерческие организации получают рупор своего мнения и возможность публично проявить свою позицию.
 
При правильной организации оценки рисков СМИ получают еще одну злободневную тему или увлекательную телепередачу, перерастающую в постоянную программу.
 
Так как бизнес - это умение принимать правильные хозяйственные решения в условиях неопределенности, то коммерческие структуры получат информацию к разворачиванию возможных последствий на территории и палитру оценки рисков из разных позиций. Это позволит своевременно принять управленческие решения.
 
Правда для этого бизнес-структурам придется быть максимально открытыми. В этой мере прозрачности и информационной открытости корпорации один из непростых моментов. Излишняя открытость может привести к утечке стратегически важной информации. С другой стороны, закрытость может привести к недополучению информации и даже побудить менеджеров действовать в ущерб интересам как акционеров, так и населения.
 
Для отдельного человека ОПЭР - это возможность реализации его прав на доступ к информации и активное включение в принятие решений на местном уровне повседневных будней. При отсутствии такой информации человек может попасть в трудное жизненное положение как на территории, так и в любой организации.

 

20 апреля 2010 в 12:49
WIRпенсионерWIR

 

 
Существуют риски и для самих инициаторов и организаторов ОГЭОР, а также, риски последствий проведения. Они могут быть следующие:
 
  • неприятие идей экспертизы главными субъектами влияния на территории ("у нас все это уже есть").
  • отсутствие социальной группы, которая бы понимала и поддерживала бы идею общественно-гражданской экспертизы на территории;
  • отсутствие механизмов информирования местных сообществ о проведении и итога экспертизы;
  • низкая степень собственного профессионализма в предмете оценки;
  • потеря в общественном сознании собственного лица как независимого эксперта;
  • формирование образа себя как агрессивного борца против чего-то;
  • подбор участников заведомо находящихся в антагонистических отношениях;
  • выпадение из диалога важных субъектов влияния на территории;
  • попадание в зону интересов криминальных сообществ или организованной преступности;
  • отсутствие конкретики в результатах экспертизы и невозможность их представления через изменения структур, процедур и нормативных документов;
  • невозможность отследить и "измерить" последствия проведения экспертизы.
  •  
ОПЭР - лишь часть технологий социального партнерства (ТСП) для устойчивого социально-экономического развития территории. Их последовательность следующая:
 
  • формирование информационного пространства в городе, регионе и организация публичных дискуссий по тематике экспертизы;
  • обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных, государственных, муниципальных и бизнес-структур на территории;
  • выявление лидеров в каждом секторе, установлении личностных контактов и отбор участников экспертизы;
  • проведение региональных семинаров-тренингов по обучению экспертизе, оценке и рейтингам;
  • организация клубов ориентированных на разные аспекты устойчивого социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения;
  • организация и проведение местных и региональных конкурсов общественно-значимых социально-экономических и инвестиционных проектов и программ, направленных на социальное развитие территории;
  • принятие нормативных и законодательных актов, регулирующих взаимодействие между разными субъектами влияния на территории;
  • проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам общественно-гражданской оценки рисков;
  • организация и проведение публичной экспертизы.
Таким образом, проведение общественно-гражданской экспертизы - не одноразовая акция или набор мероприятий, а система целенаправленных действий, требующая подготовки, усилий и времени. Опыт показывает, что один цикл длится в зависимости от степени готовности ситуации от 8 месяцев до 1 года. Для изменения ситуации нужна система мониторинга рисков на территории. Ждем заказов.
 

 

 

20 апреля 2010 в 15:22
MargoМарго РоманоффMargo

Здравствуйте,

какие математические методы используются при прогнозировании рисков по системе ОПЭР?

 

С уважением,

Марго Романоff

Гл. Редактор журнала FAQ

20 апреля 2010 в 16:57
WIRпенсионерWIR

Уважаемая Margo, большое спасибо за вопрос, позволяющий прояснить коренное отличие ОПЭР от существующих подходов к оценке рисков.

То, что возникает в коммуникации , связанное опосредовано с РИСКАМИ - это УГРОЗЫ.  То, что возникает в  сознании при потенциальной возможности утери собственности (если нематериальной, - то "собственного", - реноме, репутации)   - это ОПАСНОСТИ. Их и пытаются минимизировать сегодня вглядываясь в графики, или пытаясь апроксимировать математически наступление будущих событий от меня не зависящих.

В 90-х  годах прошлого века советник Шредера, немецкий социальный философ Ульрих Бек опубликовал ряд исследований  , в которых утверждал, что человек и человечество наряду с благами стало порождть и производить объективно существющие общие и персональные РИСКИ. Риски приниимаемых решений... Не кто-то там со стороны, не субъект влияния, мне неизвестный, а я сам... Не ту кнопку нажал - Чернобыль для всех грохнул... Не туда билеты купил, - в  "Норд-Ост" попал.. 

Тогда и возникла идея ОПЭР, заключающаяся в том, что риски нужно не ПРЕДУГАДЫВАТЬ как в рулетку или даже дельфийским методом,  а собственными рисками нужно УПРАВЛЯТЬ путем открытого публичного обсуждения своих ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ  действий со всеми заинтересованными сторонам, которых находятся на локальной (или глобальной, - какая разница?) территории нашего общего влияния. А договоритья между собой, в ограниченных пространственно-временных масштабах  два (и более) субъекта всегда смогут. Главное, - чтобы мзвне никто не мнал (чтобы транзакции не было)

 

Договорятся, если обсуждать будут при этом не дележку БЛАГ (что всегда порождает центробежные силы, раздрай и конфликт), а персональные и общие с обратной связью РИСКИ (что при их отталкивании каждым от себя приводит в определенных условиях к возникновению центростремительных сил кооперации). Если на слово не верите, - то посмотрите сами или споосите у  меня про теорему нобелевского лареата по экономике Коуза.

21 апреля 2010 в 12:06
WIRпенсионерWIR

Приглашаем принять участие в Шестой  Всероссийской научно-практическая конференция "Научное, экспертно-аналитическое , оценочное и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России"

Клуб субъектов инновационного и технологического развития,Триумвират РФ, некоммерческих организаций "Национальная инновационная система", Аналитический центр, Аналитический журнал FAQ, ГМЧ-TV
Первый частный телеканал компании ГМЧ, Inter Media, ДВЕНАДЦАТЬ, Наука,  Метавер, Государственные НИИ, Всероссийский Независимый Инновационный Центр, Лесная Полифоническая АкадемияИнститут научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), научно-производственная компания "ГМЧ", проводят шестую Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам научного, экспертно-аналитического, оценочного и информационного обеспечения органов государственной власти и управления.


Сопредседатели Оргкомитета: Капустин Владимир Юрьевич, д.т.н., академик РАЕН, , Пивоваров Ю.С. - академик РАН, директор ИНИОН РАН, Попова Е.В. - к.э.н., руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности.

 

Первые пять конференций  вызвали большой интерес у огромного числа специалистов, представителей органов государственной власти и управления. Материалы этих конференций опубликованы и доведены до заинтересованных организаций.

 

Цель данной конференции - содействие становлению стратегического общественно-государственного партнерства, принимающего на себя значительную часть ответственности за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития России, обеспечение заинтересованного и результативного взаимодействия экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ по ключевым проблемам инновационного и технологического развития России. Одним из ожидаемых результатов является создание по инициативе участников временных творческих коллективов по разработке и реализации актуальных проектов в области инновационного и технологического развития.


Состав участников: на конференцию приглашаются ведущие специалисты в области научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения национального стратегического проектирования, работники органов государственной власти и управления, ответственные за разработку и реализацию стратегий, приоритетных проектов и программ инновационного и технологического развития на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, заинтересованные представители бизнес-структур, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации, участники Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

 

Основные проблемы, предлагаемые для обсуждения на конференции:

XXI век - стратегия для России.
- ценностные ориентиры национального стратегического проектирования;
- система национальных интересов как основа национального стратегического проектирования;
- создание в России высокотехнологичной экономики - как новая национальная идея для граждан страны в ХХI веке;
- интеллектуальные ресурсы России и проблема восстановления статуса мировой научной и высокотехнологичной державы (идеология, образование, наука, модернизация промышленного сектора экономики);
- инновационный потенциал общества знания;
- национальное стратегическое проектирование в системе государственного управления;
- стратегическое позиционирование России в развивающемся глобальном пространстве конкуренции и сотрудничества;
- общественно-государственное партнерство как фактор формирования системы стратегического планирования;
- стратегия инновационного развития: ресурсные основания и управленческие решения;
- развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий в области инновационного и технологического развития;
- роль долгосрочных прогнозов в выборе приоритетов инновационного и технологического развития; долгосрочный прогноз как конструируемый образ будущего;
- становление общенациональной системы индикативного планирования;
- промышленная, инновационная и технологическая политика как основа системной модернизации экономики России; технологическая конкурентоспособность в XXI веке;
- энергосектор России: приоритеты инновационного и технологического развития;
- несырьевая и инновационная экономика как условие сохранения субъектности страны в условиях глобализации и происходящих глобальных кризисов.
- человек и стратегическое развитие России; проблемы формирования "творческого класса" и современная кадровая политика в России;
- экологическая модернизация экономики;
- социальный вектор в стратегии развития страны;
- развитие эффективных форм международного экономического, инновационного и научно-технического сотрудничества в реализации национальных интересов России;
- обеспечение национальной и экономической безопасности России в удаленной перспективе;
- опыт стратегического прогнозирования и планирования органов власти развитых и развивающихся стран;
- перспективы создания единой национальной информационно-аналитической базы стратегического планирования;
- система научного, экспертного и информационного сопровождения национального стратегического проектирования, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ.

 

Инновационное и технологическое развитие в стратегическом национально-государственном проектировании
- инновационные процессы в России: масштабы, качество, факторы и результаты;
- долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование динамики инноваций и технологического развития;
- приоритеты инновационного технологического прорыва и перспективные рыночные ниши;
- конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов;
- социальные аспекты инновационной деятельности;
- человеческий капитал и концепция глобальных инновационных сетей;
- инновационный потенциал молодежи;
- научная, информационная и инновационная политика как компонент системы стратегического управления, обеспечения социально-экономического и культурного развития;
- проблемы экспертно-аналитического обеспечения формирования национальной инновационной системы;
- выбор долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития России;
- инновационное развитие в условиях бюджетного дефицита;
- стратегия импортозамещения и задачи технологической модернизации экономики;
- координация становления инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития;
- всесторонняя поддержка инновационного предпринимательства - способ воспитания созидателей;
- стратегический маркетинг в интересах инновационного и технологического развития России;
- ресурсное обеспечение инновационной экономики России;
- управление разработкой и реализацией коммуникационных программ, поддерживающих инновационное и технологическое развитие России
- информационные аспекты инновационного развития экономики России;
- роль и место экспертов в разработке стратегий инновационного и технологического развития России;
- потенциал и перспективы системной интеграции инновационных проектов, развития инновационных сетей и кластеров, возникновения мультипликативных и синергетических эффектов сетевой и региональной кластеризации;
- сотрудничество власти, бизнеса, науки, системы образования и гражданского общества в разработке и реализации инновационной и научно-технической политики;
- конкурентоспособность и инновационная активность государств: анализ международных рейтингов и индикаторов;
- экспортный потенциал российского сектора высоких технологий;
- политика в области интеллектуальной собственности как основа инновационной деятельности в РФ;
- массовое научно-техническое творчество как фактор инновационного и технологического развития;
- социогуманитарное обеспечение и экспертиза инновационного и технологического развития России
- проблемы мотивации общества к инновационному развитию (роль СМК, общественных организаций, системы образования, активизации молодежи и др.).

 

Стратегическое государственное управление: проблемы теории и методологии
- проблемы комплексного научного обеспечения стратегического программно-целевого планирования и управления и проектного подхода;
- эффективность, основные приоритеты и перспективы программно-целевых инструментов инновационного и технологического развития.
- методология разработки долгосрочных (20-25 лет) и сверхдолгосрочных (свыше 50 лет) государственных проектов (конкретность целей, учет ресурсов, оценка по результатам, системы аудита и контроля);
- конструирование методологического инструментария для изучения современного мира;
- методологические проблемы организации комплекса научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения управления стратегическими государственными проектами;
- способы обеспечения объективности и достоверности научных и экспертно-аналитических продуктов в области долгосрочного прогнозирования и проектирования;
- институциональное обеспечение системы многоуровневого стратегического планирования в России;
- теоретические вопросы управления территориями и отраслями, регионального и отраслевого стратегического планирования;
- критерии оценки эффективности в национальном стратегическом планировании и проектировании;
- управление знанием и ключевыми сферами развития культуры (науки, образования, народонаселения, здравоохранения) как важнейший компонент стратегического проектирования и программно-целевого планирования.
- экспертно-аналитический корпус России: состояние и проблемы формирования;
- методическое обеспечение национального стратегического проектирования.

 

Место и роль науки в процессе становления национальной инновационной экономики
- миссия и функции научных организаций в современной экономике;
-       возрождение спроса на науку как основа конкурентоспособности национальной экономики в современных макроэкономических условиях;
- роль РАН в инновационной политике и условия, которые необходимо создать для ее реализации;
- система разработки и экспертизы высокотехнологичных (наукоемких) проектов;
- современные требования к фундаментальным и прикладным научным исследованиям и к институтам системной трансформации научных разработок в передовые технологии;
- проблема создание внутреннего спроса на науку в контексте национального развития России;
- административные, экономические, территориальные и организационно-правовые механизмы решения задачи по созданию спроса на науку;
- стимулирование фундаментальных и прикладных исследований и реализуемых на их базе инновационных проектов, имеющих особую значимость для приоритетных областей социально-экономического развития;
- укрепление позиций российской науки в мировом научной сообществе, повышение ее престижа в глазах российской общественности и органов государственной власти;
- задачи популяризации науки, социально значимых результатов инновационного и технологического развития, продвижения экспертных знаний в средства массовой информации.

 

Система образования и инновационное развитие России
- приоритетная роль фундаментального образования и науки в процессах формирования инновационной экономики и общества, основанного на знаниях и интеллекте;
- интеграция науки и образования;
- приоритеты в модернизации российского образования, определяемые задачами инновационного и технологического развития;
- перспективы возрождения профтехобразования;
- воспроизводство кадрового потенциала науки, образования и инновационной сферы;
- опыт и перспективы развития частных научных, инновационных и образовательных организаций;
- сетевое взаимодействие исследовательских университетов и организаций бизнес-сообщества как неотъемлемая часть инновационной экономики XXI в.
- формирование инновационной инфраструктуры в вузах;
- малые инновационные предприятия, создаваемые при научно-исследовательских организациях и вузах: перспективы и стратегии развития, истории успеха;
- проблемы и перспективы деятельности бюджетных научных и образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования (в связи с переходом с 2011 года от сметного финансирования на финансирование по субсидиям);
- перспективы развития исследовательских университетов;
- модернизация управления и регулирования системы профессионального образования;
- дистанционное обучение, дополнительное образование, переподготовка и повышение квалификации для целей инновационного и технологического развития;
- развитие системы опережающего про-инновационного воспитания и образования;
- управление качеством в образовательных процессах;
- экспортный потенциал российского профессионального образования.
- информационно-библиотечное обеспечение науки и образования
- освобождение от налога на прибыль доходов от научной деятельности;
- Интернет-технологии и электронные ресурсы в информационном обеспечении системы образования и научных исследований;
- новые сервисы в информационном обеспечении научных исследований;
- научно-исследовательская деятельность библиотек.

 

Управление знаниями в инновационном и технологическом развитии России
- формирование систем управления знаниями стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России;
- институциональные аспекты управления стратегическими знаниями;
- коммуникативные технологии управления знаниями;
- консалтинг в управлении знаниями;
- управление знаниями в национальной инновационной системе;
- управление знаниями в частно-государственном партнерстве.

 

Демографические процессы и сбережение нации
- человеческий потенциал России и задачи сбережения нации;
- системная стратегия обеспечения здоровья и сохранения нации;
- неотложные меры в области совершенствования демографической политики;
- общественно-государственное партнерство в инновационной деятельности по управлению здоровьем;
- российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи;
- модернизация российского здравоохранения и возрождение системы физического воспитания.

 

Качество власти и управления
- качество государственного управления и конкурентоспособность российского государства;
- ответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышение конкурентоспособности страны, за темпы результаты и перспективы инновационного и технологического развития;
- приоритетные задачи органов государственной власти и управления в формировании национальной инновационной системы;
- законодательное обеспечение инновационного и технологического развития России;
- совершенствование системы научно-технического прогнозирования и планирования;
- разработка эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
- перспективы расширения объемов государственного и муниципального заказа на разработку инновационной продукции;
- кредитные и налогово-бюджетные механизмы, стимулирующие инновационное и технологическое развитие;
- приоритетные задачи государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса;
- инновации в управлении как ресурс национальной конкурентоспособности;
- координация, стимулирование и поддержка сетевой самоорганизации субъектов инновационного и технологического развития;
- содействие системной интеграции инновационных проектов, развитию инновационных сетей и кластеров;
- принципы и формы "электронного правительства": российский и зарубежный опыт;
- поощрительная налоговая политика в условиях ускоренной технологической модернизации
- государство как координатор инновационного и технологического развития;
- инновационное развитие и подготовка государственного кадрового резерва;
- качество государственного управления и результативность приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ;
- содействие государства продвижению продукции и услуг российских фирм на внешние рынки; перспективы развития экспорта наукоемких и инновационных продуктов и услуг;
- индексы для оценки и мониторинга качества государственного управления;
- критерии и показатели результативности инновационной и технологической политики;
- создание системы управления государственными и отраслевыми информационными ресурсами как единой инфраструктуры научной и экспертно-аналитической деятельности.

 

Методы формирования и обеспечения реализации стратегий в условиях кризисных ситуаций
- научные и экспертные подходы к оценке финансово-экономических кризисов: проблемы теории, методологии, методов и практики;
- зарубежная наука и практика антикризисного регулирования;
- проблемы соотношения ситуативного и стратегического аспектов в системе антикризисного управления;
- наиболее результативные и социально значимые инициативы государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и гражданского общества по смягчению и преодолению кризисных явлений и процессов;
- результативность антикризисных федеральных, региональных и муниципальных программ: создан ли инструментарий на будущее?
- возможности и перспективы увеличения доли российского труда в производстве товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом на глобальном и национальном рынках и в условиях глобального кризиса;
- международные финансовые регуляторы и инструменты в борьбе с финансовыми кризисами;
- мировой финансово-экономический кризис и актуализация задач инновационного и технологического развития России;
- кадровое, информационное и аналитическое обеспечение антикризисного управления.

 

Конкурентоспособность и инновационное развитие городов и регионов
- стратегии промышленного и инновационного развития городов и регионов;
- управление инновационным развитием в регионах и городах; проекты и программы инновационного развития регионов и городов России;
- инновационное развитие Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- сетевые технологии обеспечения региональной и муниципальной конкурентоспособности;
- ответственность региональных и муниципальных органов власти за темпы, результаты и перспективы инновационного и технологического развития;
- научно-методологические основы мониторинга и системы индикаторов инновационного и технологического развития регионов и городов.
- муниципалитеты, их роль и место в инновационном развитии;
- региональные аспекты общественно-государственного и частно-предпринимательского партнерства и роль пространственного фактора в инновационно-технологическом развитии;
- конкурентоспособность регионов и внедрение передового опыта модернизации региональной экономики на основе инновационного и технологического развития;
- особенности формирования инновационной системы в регионах РФ;
- интегральная оценка уровня развитости инновационной системы региона;
- трудовой потенциал регионов и перспективы инновационного и технологического развития;
- оценка кадрового обеспечения инновационного и технологического развития на региональном и муниципальном уровне.

 

Инновации - инвестиции - конкурентоспособность
- фактическая конкурентоспособность России в мире и ее основные системные показатели;
- ответственность хозяйствующих субъектов и собственников за темпы и результаты инновационного и технологического развития предприятия, региона, страны;
- проблемы и механизмы введения в хозяйственный оборот результатов НИОКР, созданных в рамках частно-государственного партнерства;
- программно-целевой метод формирования комплексных инновационных проектов в рамках частно-государственного партнерства;
- опыт и проблемы создания инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов;
- механизмы управления технопарковыми структурами;
- трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности;
- спрос на инновации, технологическая модернизация и конкурентоспособность российских предприятий;
- перспективы развития маркетинга инноваций в России;
- механизмы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
- технологический прогресс и рост малых предприятий;
- портрет инновационного лидера;
- зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях;
- системы менеджмента качества в инновационном и технологическом развитии;
- системы трансфера инновационных разработок в промышленное производство;
- механизмы привлечения инвестиций под промышленные инновации;
- опыт стратегического прогнозирования и планирования корпораций частного бизнеса в России и за рубежом;

 

Приоритетные национальные проекты и программы и стратегические задачи инновационного и технологического развития России
- формирование национальных стандартов результативности и инновационности в ходе реализации приоритетных проектов и программ;
- инновационные и технологические составляющие приоритетных национальных программ и проектов;
- целевые индикаторы в оценке эффективности и мониторинге реализации приоритетных национальных проектов и программ;
- инновационное использование информационных технологий и современных средств коммуникации в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищном строительстве.
- потенциал и механизмы межпроектного и межпрограммного взаимодействия;
- приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы и национальная конкурентоспособность;
- стратегический аудит приоритетных национальных проектов и программ;
- партнерство государства, науки, бизнеса и образования как неотъемлемый (и стартовый) компонент разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ;
- скоростной транспорт, как системообразующая экономическая и социальная инновация XXI века.
- система ГЛОНАСС как важнейший элемент инновационного и технологического развития России;
- научное, экспертное и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ
;

 

Стратегическое проектирование на национальном и международном уровнях (по сферам национально-государственной деятельности)
- проблемы качества стратегического проектирования и управления;
- вертикальные системы управления стратегическими государственными проектами: федеральный, региональный, муниципальный уровни;
- роль и место муниципальных программ (особенно малых и средних городов) в национальном стратегическом проектировании и инновационном развитии;
- координация федеральных и региональных стратегических проектов с отраслевыми проектами и проектами хозяйствующих субъектов (корпораций);
- научное и экспертно-консультативное обеспечение законодательной деятельности и правовой практики в управлении стратегией социально-экономического развития;
- научное и экспертно-аналитическое обеспечение разработки и реализации стратегических межгосударственных проектов в рамках СНГ, ШОС, БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), Российско-Индийских отношений, межгосударственных проектов в рамках других международных институтов и отношений;
- проблемы обеспечения системы управления, правовой базы, механизмов контроля и надзора за реализацией стратегических государственных проектов национальными, межгосударственными и международными институтами и средствами;
- подходы к оценке и минимизации рисков для России в системе межгосударственных отношений;
- международный и отечественный опыт развития систем научного обеспечения стратегических государственных проектов и программ; экспертно-аналитические аспекты формирования идеологии и технологий информационного противоборства;
- формирование единого инновационного пространства стран СНГ, ЕврАзЭС, ШОС; - перспективы интеграции инновационных пространств СНГ и ЕС: правовые, институциональные, гуманитарные проблемы
- перспективы межотраслевого, межрегионального и международного инновационного и технологического сотрудничества.

 


Методы научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения стратегических государственных проектов и программ (процедуры целеполагания, выбора, формирования, нормативно-правового обеспечения, реализации, мониторинга, аудита и контроля исполнения)
- технологии и методы анализа, прогноза, планирования, разработки сценариев стратегических управленческих решений, практические методики аналитического и экспертного обеспечения стратегического управления;
- научные и экспертно-аналитические процедуры выбора, формирования, оценки эффективности реализации и контроля исполнения национальных проектов и программ, новые технологии оптимизации государственной и отраслевой политики;
- управление национальными проектами и программами на базе технологий электронного государства;
- перспективы использования в стратегическом проектировании систем и методов искусственного интеллекта;
- научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение формирования прогнозов и разработки вероятных сценариев развития;
- независимая экспертиза в инновационном процессе;
- информационная безопасность, конкурентная разведка и другие специальные виды информационного обеспечения стратегического управления и проектирования;
- технологии сетевой экспертно-аналитической поддержки государственных и корпоративных решений;
- методы оценки и стимулирования инновационной активности органов власти и управления, бизнеса;
- методы и технология выявления и решения проблем развития территорий и повышения конкурентоспособности предприятий;
-  проектный подход к решению задач инновационного и технологического развития;

 

Форсайт как метод научно-технического прогнозирования: ограничения, достоинства и недостатки.

В рамках конференции будет проведен круглый стол "Молодежь - инновационный потенциал страны".

 

Ответственный за подготовку и проведение конференции от ИНИОН РАН - зав. Отделом научного сотрудничества В.И.Герасимов (тел.: (499) 128-57-80).
Участие в конференции бесплатное.
Предложения о сотрудничестве с организаторами конференции просим направлять на адрес coop@inion.ru.
Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.
Место проведения конференции - ИНИОН РАН, Нахимовский проспект 51/21 (ст. метро "Профсоюзная", выход из первого вагона от центра).

 

ОРГКОМИТЕТ

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Для добавления записи необходимо стать участником сообщества.

cache: no_info (3), no_need (6), miss (3), cached (20)db queries: 6time: 0.271

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.