Политические коллизии в России
Как вы, наверное, знаете, в честной борьбе победил Сергей Баринов,
с которым у нашего издания давние и прочные
отношения. Мы от всей души поздравили его с победой и взяли у
него интервью относительно его дальнейших действий в
качестве президента, исходя из его предвыборной
программы.
"Инициатива по разработке и утверждению ключевых направлений
развития страны будет за представительными органами, Госдумой и
Советом Федерации." (цитата из предвыборной программы)
Когда будет ближайшая сессия Думы? Какие именно вопросы будут
вынесены на голосование?
Заседание и Госдумы, и Совета Федерации откроет следующую
Метаигру. Я поставлю на повестку этого заседания предложения,
разработанные расширенным Советом, который собирался на последнем
МИГе этой Метаигры. Кроме того, поставлю на голосование
кандидатуру Колесова Ю.С. на пост Премьер-министра Правительства
РФ. Прочие вопросы депутаты, думаю, сформулируют сами. Среди них
наверняка будет фигурировать бюджет.
"Бюджетный приоритет будет за регионами, ибо именно они
отвечают за благосостояние населения. В федеральный центр будет
забираться не больше денег, чем необходимо для исполнения его
базовых функций." (цитата из предвыборной программы)
Какая предполагается ставка налога от регионов для Центра?
Или этот вопрос будет решать Дума?
Этот вопрос будет решать Дума. Президент лишь
сформулирует определенные запросы по поводу отдельных статей
бюджета. Они будут носить характер именно запросов, а не
указов
"Министры будут регулярно отчитываться перед Госдумой и
Советом Федерации, и я буду за этим следить." (цитата из
предвыборной программы)
Как именно будут отчитываться губернаторы? По каким
показателям? За какой период?
Губернаторы отчитываться не будут, отчитываться будут
министры. Читайте внимательнее. По показателям работы тех
отраслей, за которые они отвечают, и выполнения тех проектов,
контроль за которыми будет на них возлагаться Думой, Советом
Федерации, Президентом или Премьером
"Что однозначно на мои плечи ложится – во-первых, за
обороноспособность я как Верховный
главнокомандующий буду отвечать, чтобы армия наша нормально
функционировала и финансировалась. Во-вторых,
международные отношения, чтобы Россия в мире
была полноправным сильным игроком, а не «темной лошадкой». Насчет
безопасности – органы государственной
безопасности безусловно будут
восстановлены. А вот следить за тем, чтобы они не
превышали полномочия – это задача и Прокуратуры, и Президента как
верховного гаранта Конституции." (цитата из предвыборной
программы)
1. Будут ли проводиться какие-либо реформы армии? Останется
ли генерал Романов при своей должности?
Триумвират оставил армию в более чем боеспособном
состоянии, на мой взгляд. В кардинальных реформах нет нужды.
Касательно Романова пока не готов ответить
2. Какие цели на международной арене Вы ставите на срок
вашего президентства? Как вы, наверное, знаете, сейчас обстановка
непростая – кризис, война…Кого из стран Вы рассматриваете в
качестве возможных партнёров?
Для России не являются возможными
партнерами только террористы и откровенные агрессоры. Мы готовы
сотрудничать и вести мирный диалог с любой страной, которая в
этом заинтересована. Локальные точки напряженностей возможны, и
мы их видим. Но не менее очевидно, что сегодня абсолютно любой
стране и любому здравомыслящему правительству значительно
выгоднее сотрудничать с Россией, чем воевать с ней. Уверен, что
мы сможем донести эту позицию до наших коллег на международной
арене. Опыт подобной деятельности у меня за плечами есть: три
года исполнял обязанности министра иностранных дел РФ.
3. Я правильно понимаю, что Вы собираетесь восстановить АНБ?
Если да, то вернёте ли Вы туда старые кадры или «нельзя влить
новое вино в старые меха»? Предусматриваются ли какие-либо
реформы АНБ? Если нет, то какие органы будут отвечать за
государственную безопасность?
Проблемы российских спецслужб, как мне они видятся,
состоят не в их неэффективности, а в чрезмерной активности,
которую они иногда проявляют. Гражданские свободы не должны
огульно приноситься в жертву государственной безопасности. Но это
проблема не столько самого АНБ, сколько общественного контроля
над ним, который мы постараемся обеспечить. Сама же структура АНБ
доказала свою эффективность, и не раз. Что касается кадров –
вопрос сложный. В такой важной сфере, как государственная
безопасность, не должно быть ни дилетантов, ни властолюбцев, на
мой взгляд. Так что критерии отбора должны лежать именно в этой
плоскости, а не на линии «старый – новый».
"Губернаторы у нас эффективные, я не первый год за их работой
наблюдаю. Надо просто оставлять им простор для полноценной
работы." (цитата из предвыборной программы)
Как именно это будет осуществляться? Будут ли приняты
какие-либо кардинально новые законы или Вы считаете, что данную
цель можно осуществить в рамках существующей системы?
Можно и в рамках существующей системы, но при условии
полноценной работы Совета Федерации (которой не было при
Триумвирате) и вдумчивой налоговой политики. У регионов должны
оставаться финансовые ресурсы для развития, нельзя им обрезать
паек по линии прожиточного минимума
"Мне сейчас самым важным видится развитие гражданского
общества, активности наших граждан. Чтобы они активнее заявляли о
своих интересах, доносили их до своих представителей во
власти.<…> Люди сами должны и заявлять о своих проблемах, и
получать доступ к каналам их решения. <…> Люди сами
должны быть творцами любого развития, иначе это развитие зайдет в
тупик!" (цитата из предвыборной программы)
Ну, и самое интересное напоследок! Как мы с Вами знаем, самое
сложное – это изменить людей. Их позиции, воззрения,
установки…Каким конкретными мерами Вы предполагаете поддерживать
развитие гражданского общества, изменение отношения людей к
власти, их активизации?
Будем принуждать человечество к добродетели
(смеется). Шучу, конечно. Человеческую ментальность
меняют образовательные структуры, образы жизни, некоторые другие
социальные институты. Мы, власти, можем в этом смысле очень
немногое: за что-то агитировать, давать коридор возможностей,
простор для их реализации. Это мы безусловно будем делать. Плюс
будем поддерживать те организации и структуры, о которых я сказал
двумя строчками выше. Нашу потребность в «обратной связи» от
простых граждан я уже не раз озвучивал и буду это делать в
дальнейшем, потому что она действительно нужна.
Россия наконец-то довела до логического завершения хотя бы
одну политическую трансформацию. Насколько прочным окажется итог
- покажет время. Ну а пока русские выбрали себе сперва
Госдуму, а затем
и Президента.
Президентские выборы оказались на редкость горячими. Чего стоит
только ажиотаж на избирательных участках в последние 5 минут
голосования, когда активный российский электорат неожиданно
утроился! А за считанные часы до окончания второго тура выборы и
вовсе оказались под угрозой срыва: Совет по спасению России,
экстренно собравшийся вроде бы для урегулирования кризисной
ситуации в экономике, решил заодно поменять всю систему власти.
Потом, правда, делегаты спохватились, что в России вообще-то уже
есть Конституция и действующие органы представительной власти. И
неплохо бы подоные инновации проводить в рамках закона.
Так или иначе, Президентские выборы, равно как и
Парламентские, все же состоялись, итоги их обнародованы и
утверждены в Верховном суде. В новую российскую Думу вошли пять
человек, среди которых два влиятельных журналиста, губернатор
Урало-Сибири, директор Полифонической академии и один из
топ-менеджеров российской атомной корпорации РосАтом. На
президентских, к удивлению многих, победил опальный
экс-губернатор Дальнего Востока Сергей Баринов, вернувшийся из
политической эмиграции всего за полгода до их начала. Видимо,
российские граждане простили ему и склонность к сепаратизму и
расшатыванию федеральной власти, и забытые за сроком давности, но
так и не разобранные до конца судебные тяжбы. А впрочем, в
России, с ее непрерывно меняющимися траекториями движения,
слишком хорошая и "длинная" политическая память может привести к
сумасшествию. Так что бог им всем судья, этим российским
политикам.
К слову, новоиспеченный Президент уже сделал свое первое после
выборов обращение к народу
Сергей Баринов вновь возник на политическом
горизонте страны почти так же неожиданно, как и сошел с него.
Активно выступив за возвращение к Конституции 1993-го года, он
неожиданно для многих пошел значительно дальше простых
теледебатов. Воспользовавшись всплеском политической активности
по итогам референдума, опальный министр и губернатор решил
вернуться в страну и... сразу баллотироваться на пост Президента.
Такое событие наше агентство, поддерживавшее связь с Бариновым и в
годы его изгнания, не могло оставить без внимания. Детали его
президентской программы и отношение к действующим российским
властям - в нашем свежем интревью с новоиспеченным кандидатом.
Inter Media: Почему Вы решили выйти из подполья и
баллотироваться в президенты? Не мешает ли Вам Ваша сомнительная
репутация?
Сергей Баринов: Добрый вечер. Начали, как
водится, с самого острого (смеется). Да, от репутации
никуда не денешься, но она именно что спорная. С
одной стороны, против меня заводились уголовные дела, вроде как
даже в коррупции подозревали. С другой – для всех практически,
кто следил за перипетиями политической жизни, очевидно, что все
эти дела носили заказной и политический характер. Ну решили меня
спецслужбы в какой-то момент устранить с политической арены,
чтобы не мешался. Как говорится, с кем не бывает? (опять
смеется)
IM: Вы очень добродушно сегодня настроены…
СБ: Я просто очень рад, что наконец вернулся в
Россию. Тосковал по Родине, правда. Не в рамках предвыборной
агитации (снова улыбка)
IM: Назвоите, пожалуйста, основные принципы Вашей
программы.
СБ: Вот уж вопрос так вопрос… конкретнее некуда.
Ладно, если серьезно. Свои основные принципы я на двух дебатах
уже формулировал, здесь вкратце повторю.
Решения должны принимать те, кто непосредственно
заинтересован в их результатах. Именно их мнение должно быть
приоритетным, а не абстрактный «государственный интерес»,
формулируемый двумя-тремя власть придержащими. Поэтому я буду
отстаивать следующие вещи:
а) Определять, куда развиваться стране, должны
представители разных сфер нашего социума, а не Президент и его
приближенные. Поэтому инициатива по разработке и утверждению
ключевых направлений развития страны будет за представительными
органами, Госдумой и Советом Федерации. Именно они выражают
интересы народа. Я не буду в приказном порядке говорить
«Развиваем атомную энергетику» или «Все деньги на армию». Это
люди должны решать.
б) Бюджетный приоритет будет за регионами, ибо именно они
отвечают за благосостояние населения. В федеральный центр будет
забираться не больше денег, чем необходимо для исполнения его
базовых функций.
в) Федеральная исполнительная власть должна нести
ответственность перед обществом за развитие страны, поэтому
министры будут регулярно отчитываться перед Госдумой и Советом
Федерации, и я буду за этим следить
IM: Как Вы предполагаете решать основные проблемы России
(экономические, социальные, научные, культурные,Центр - регионы,
безопасность - ограничение гражданских свобод)?
СБ: Вообще-то значительную часть этих проблем
люди сами в состоянии решить, если им не мешать. Что однозначно
на мои плечи ложится – во-первых, за
обороноспособность я как Верховный
главнокомандующий буду отвечать, чтобы армия наша нормально
функционировала и финансировалась. Во-вторых,
международные отношения, чтобы Россия в мире
была полноправным сильным игроком, а не «темной лошадкой». Насчет
безопасности – органы государственной
безопасности безусловно будут
восстановлены. А вот следить за тем, чтобы они не
превышали полномочия – это задача и Прокуратуры, и Президента как
верховного гаранта Конституции.
Взять ту же проблему регионов – региональным
властям ведь не так много надо. Собственных средств для развития
региона им хватает с головой, если их в тройном объеме не
забирает Центр. Губернаторы у нас эффективные, я не первый год за
их работой наблюдаю. Надо просто оставлять им простор для
полноценной работы. И возможность решать другие проблемы, о
которых вы говорили: экономические, социальные, культурные. А
если какие-то из них решить не получится – значит пусть депутаты
Думы и губернаторы в Совете Федерации формируют запрос и говорят:
«Вот у нас с наукой проблемы, давайте мы в бюджет дополнительные
средства под нее заложим. А Правительство пусть разработает
программу их реализации и по итогам года нам отчитается, какие
инновации и учреждения профинансированы, как и что». И все
проблемы решатся. Теми, кто заинтересован в их конкретном
решении. А не царем-батюшкой, у которого «душа за державу болит».
IM: Какие области приоритетны для Вас?
СБ: Мне сейчас самым важным видится развитие
гражданского общества, активности наших граждан. Чтобы они
активнее заявляли о своих интересах, доносили их до своих
представителей во власти. Тогда и во всех остальных областях
проблемы быстро решаться начнут. Ну не может один Президент,
каким бы он ни был, за всеми вопросами уследить. Люди сами должны
и заявлять о своих проблемах, и получать доступ к каналам их
решения. А если этого не будет – ну сформулируем мы во
власти три-четыре приоритетных направления, ну продвинем в них
страну. И что? Она от этого в доску развитой станет? Не станет. А
потом и в этих направлениях мы начнем наталкиваться на
пассивность, инертность, необразованность, непонимание и т.д. и
т.п. Люди сами должны быть творцами любого развития,
иначе это развитие зайдет в тупик!
IM: Как Вы относитесь к текущей власти и её решениям? В
частности, к расформированию АНБ?
СБ: На мой взгляд, основной проблемой текущей
власти является ее оторванность от общества и олигархический
характер принятия решений. Отсюда и все остальные проблемы. Не
договорился Хедин с Триумвиратом – взяли и расформировали все
АНБ. Страну без госбезопасности оставили. Этим и опасны такие
системы, когда два-три человека за всю страну отвечают. Кажется,
решения быстро принимаются. Удобно. А на поверку подмена целей
получается: сиюминутные отношения внутри элиты важнее стабильного
развития страны оказываются.
IM: Чем Вы отличаетесь от других кандидатов? Каковы Ваши
преимущества?
СБ: Вопрос логично вытекает из предыдущего, на
самом деле. Те нестыковки, о которых я говорил, - это
проблема самой системы, а не людей, которые
наверху сидят. Управленцы там неплохие. Но систему они
выстраивают такую, которая в долгосрочной перспективе начинает
сама на себя работать. А власть не должна работать на себя, она
должна работать на страну. На интересы реального населения этой
страны, а не на абстрактное представление власти об этих
интересах.
IM: Близок ли Вам какой-либо из образов жизни? Если да, то
почему?
СБ: Мне близки все проекты, которые предлагают
развивать и модернизировать наше общество. Я могу с ними не
соглашаться идеологически, но я их приветствую как сам факт
гражданской активности. Для нашей страны это очень важно.
Значительная часть наших людей, увы, очень пассивны. В
политическом плане, кстати, в том числе. А страна может
полноценно развиваться во всех направлениях только если
большинство ее граждан в этом активно участвует. В этом смысле
мне например очень импонируют социальные проекты типа
«Города будущего» или «Будущее
сегодня».
Политические перипетии в России в последние десятилетия не
обсуждает только ленивый. То "парад суверенитетов", то
"суверенная демократия". То "угроза сепаратизма" и
Дальневосточной республики имени Баринова, то Триумвират во главе
с наукоемкой гипер-госкорпорацией. То полицейское государство, то
вообще спецслужбы расформировывают! Кто поймет этих
русских...
Но вот буквально на днях для наших западных читателей на Востоке
снова забрезжил луч надежды. Россия преподнесла всему миру
очередной сюрприз, после долгих лет власти с непонятным
источником легитимации решив вернуться на путь конституционного
развития. Да, пока это не модернизация системы управления, не
выработка нового Основного закона, за который так ратовали
отдельные силы и в России, и за ее пределами. Внешне это в чем-то
даже напоминает откат назад: русские решили вернуться к
Конституции аж 1993-го года! Но надо быть объективными: старая
демократическая Конституция - лучше, чем нелегитимная власть.
К сожалению, легитимизировать новую (или новую старую - в
зависимости от народного волеизъявления) власть России придется в
непростых условиях. По скудной информации, которая до нас
доходит, в сторону российских границ движутся НАТОвские корпуса.
Прокуратура при поддержке Верховного суда уже объявила в стране
Чрезвычайную ситуацию, назначив
фактического лидера Триумвирата г-на Капустина Верховным
главнокомандующим. Не исключено, что внеочередные президентские
выборы пройдут под артиллерийскую каннонаду - и отнюдь не по
случаю салюта.
Что ж, похоже, пришла наконец пора русским продемонстрировать
свой знаменитый характер и умение выкручиваться из самых сложных
ситуаций. Грядущие дни, 28 и 29 апреля, безусловно станут для
этой страны знаковыми. Сможет ли она выстоять, раздираемая
внутренними противоречиями, под гнетом еще и внешней угрозы?
Удержится ли на узкой тропинке конституционной демократии, на
которую решила вернуться почти так же неожиданно, как когда-то
сошла с нее? Или сломается, скатится к очередной диктатуре или,
напротив, анархии?
Поживем - увидим. Жизнь давно научила нас тому, что никто не в
состоянии ответить на вопрос о будущем России, кроме самих
русских. Отвечайте делом, господа. Мы ждем.
Я думаю, каждый свободомыслящий и думающий человек слышал имя
опального экс-губернатора Дальневосточного региона Сергея
Баринова, вынужденно покинувшего страну и нашедшего политическое
убежище в Остазии, где он проживает и по сей день. В России
экс-губернатор является персоной нон-грата, о нем было составлено
сотни, если не тысячи публикаций. К сожалению, телефонный
разговор, на основе которого было составлено данное интервью, был
слишком коротким, но достаточно насыщенным. Впервые Сергей
Баринов расскажет об истинных причинах своего отъезда, раскроет
читателям глаза на внутриполитическую ситуацию в России, а также
даст оценку происходящему в мире.
Судьба
резидента
- Здравствуйте уважаемый Сергей. Для начала, я хотел бы
обсудить причины, повлиявшие на ваш досрочный уход с поста
губернатора Дальневосточного региона.
- Я ушел по причине того, что я считал что мой функционал как
губернатора завершен, основные задачи которые передо мной стояли
я выполнил. Теперь передо мной стояли более глобальные задачи
модернизации страны на федеральном уровне и я решил
сосредоточиться на их выполнении, в частности на президентской
гонке и я переложил свои полномочия губернатора на плечи своего
зама Валерии Галаниной, которая является губернатором и по сей
день.
-Так почему вы покинули страну?
-Впоследствии, в силу ряда причин, скажем так,
внутриполитического характера, в ходе борьбы за власть, на меня
были раскручены уголовные дела и в результате в 2017-м году я был
вынужден эмигрировать.
-В Остазию?
-Да, мне было предоставлено политическое убежище руководством
Остазии, у нас с ними сложились теплые взаимоотношения. И я уехал
туда.
-На основании каких причин они предоставили вам
политическое убежище? Может быть, вы в то время, пока занимали
пост губернатора, налаживали выгодные партнерские отношения с
руководством Остазии?
- Да, у нас действительно были совместные проекты, у Дальнего
Востока и Остазии, пока я был еще губернатором. Во-вторых, пока я
исполнял обязанности министра иностранных дел (какое-то время мне
приходилось совмещать две должности), у нас достаточно активно
шли контакты по дипломатической линии, мы много общались, поэтому
когда у меня возникла необходимость в политическом убежище,
Остазия сразу отреагировала.
-Понятно, а чем вы занимались в Остазии? Какая-нибудь
общественная деятельность, или что-то вроде этого?
- Сначала я занимался работой в дипломатическом корпусе, через
несколько лет ушел из политики - устал, и в данный момент
занимаюсь общественной деятельностью. У меня свой фонд, который
занимается помощью бедным, у нас целый ряд социальных программ,
осуществляемых в тесной кооперации с Правительством.
Корейская
война
- Позвольте задать Вам пару вопросов касательно Корейской
Войны. Как человеку, находящемуся непосредственно на месте
событий. Какое ваше отношение к военной агрессии Остазии против
КНДР?
- К сожалению, у меня достаточно ограниченный канал информации, у
меня нет доступа к северокорейским источникам информации, не знаю
как события освещаются там. Здесь, в Остазии, речь шла об
агрессии со стороны Северной Кореи, была очень мощная волна
протеста со стороны народа Южной Кореи и Японии, двух
стран-составляющих Остазии, большая народная волна, записывались
добровольцами в армию и победа была безусловно встречена живо,
население радовалось и наших офицеров встречали как национальных
героев.
-А лично ваше отношение к уничтожению суверенного
государства?
-Во первых, я бы не сказал что это уничтожение, это скорее
аннексия. Скажем так, я сторонник white power
(«мягкой силы»), и на мой взгляд была возможность решить вопрос с
КНДР аналогично тому, как он был решен 80 лет назад с Германией.
Я искренне надеюсь, что правительство Остазии со временем примет
решение дать северокорейскому народу возможность самостоятельно
выбирать представителей власти. Я надеюсь, что такая полная
аннексия вскоре сойдет на нет. Путь полной и вечной оккупации
чужой страны в современном мире очевидно неэффективен.
О сложных перипетиях
российской политики
-Теперь хотелось бы узнать ваше отношение к внешней и
внутренней политике России.
-Про внешнюю политику сейчас сложно говорить, поскольку ее как
таковой нет. Во всяком случае, мне отсюда ее не видно. Не очень
понятны отношения с НАТО, которые держатся в секрете и плохо
освещаются. Остальные вектора российской внешней политики просто
не просматриваются и в этом смысле страна молчит. Но с учетом
того, что там сейчас творится на внутриполитической арене,
насколько я могу об этом судить по моим каналам связи ( я думаю
мне не нужно озвучивать причину, по которой я не называю имен?)…
-Конечно…
- … так вот, насколько я могу судить о внутренней политике, это
счастье что
Россия сейчас не активна на внешнеполитической арене. Потому что
внутри там творятся, к сожалению, значительно более жесткие вещи,
чем даже то, что я видел на момент моей эмиграции. Мои самые
худшие опасения на момент отъезда, что будет забыта наша с
Михаилом Беляевым (премьер-министр. прим.ред) идея о
референдуме, наши проекты некоего консенсуса между федеральными и
региональными силами, что все эти проекты будут забыты – эти
опасения подтвердились. Более того, то что я вижу последние два
года, - это очень жесткая и очень непрозрачная политика
федерального центра, плюс непонятная структура взаимоотношений
внутри триумвирата и еще менее понятные принципы его
взаимоотношений с гражданским обществом. Возможности простых
граждан повлиять на критические решения сведены на нет,
демократические преобразования, за которые мы с коллегами
боролись до моего вынужденного отъезда, они практически
аннулированы. В этом смысле события в России меня весьма и весьма
тревожат.
-Еще раз поподробнее насчет вашего отъезда: вас
«попросили» из страны, или же вы были вынуждены бежать от
преследований силовыми структурами?
- Нет, меня не просили покидать страну, я был объявлен в
федеральный розыск, ко мне приходили люди с оружием, мне мало что
оставалось, честно говоря. Если бы я не уехал, то через сутки
меня бы забрали на Лубянку.
-Как вы думаете, возможна ли в будущем конфронтация
федеральной и региональной власти в России? Возможен ли распад
России на небольшие, самостийные республики?
-Честно говоря, угроза сепаратизма обсуждалась еще во время моей
бурной деятельности на посту губернатора, я тогда еще говорил,
что это не
выгодно российским регионам. При дальнейшем завинчивании гаек,
очень может быть что сепаратизм станет выгодным, потому что иного
выхода не останется. Но пока я вижу, что если конфликты
существуют, то они находятся в латентной форме, региональные
администрации активности не проявляют, несмотря на позитивные
тенденции вспомнить о конституционных нормах со стороны
председателя Верховного Суда. Регионы на них отреагировали очень
слабо, что стало для меня неприятным сюрпризом. Насколько я знаю,
отреагировал только губернатор Центрального региона, азиатская
часть России молчала, поэтому сейчас такого явного конфликта я не
вижу. Но, при сохранении текущей политики триумвирата, у меня
есть подозрение, что он станет неизбежен.
-Возможно ли дальнейшее развитие отношений между Россией
и Остазией? Как отнеслись ваши бывшие коллеги к тому, что Вы
работали в дипломатическом корпусе и улаживали дела между двумя
странами?
- Я не работал непосредственно по российскому вектору, по
понятным причинам, я ограниченно выходил на контакт с российскими
дипломатами, чтобы не провоцировать никого, поскольку отношение
ко мне федеральной российской власти было и остается, мягко
говоря, прохладным. То что я работал с дип. корпусе, нет ничего
особенного. Каждый, кто имеет право на политическое убежище,
имеет право заниматься тем видом деятельности, который его
интересует. Внешняя реакция была спокойной. Но все же я надеюсь,
что политический строй в России со временем изменится так, чтобы
я смог туда вернуться легитимным образом.
-А вы никоим образом не влияете на политику России, нет
связей, чтобы заниматься подобным влиянием?
-Нет, разумеется нет (смех),я не «серый кардинал»,
находящийся за рубежом, который дергает за ниточки. Я слежу за
происходящим, высказываю свое мнение при общении с моими
контрагентами, но не более того.
-Напоследок у вас нет комментариев, или может быть,
пожеланий гражданам России, советов, подходящих к той ситуации, в
которой они сейчас находятся?
-Комментарий очень простой: Уважаемые граждане России,
пожалуйста, немножко оторвитесь от текущих дел и постарайтесь ту
обратную связь которую, на мой взгляд, очень не хочет федеральное
правительство, восстановить своими силами. То есть создавать
органы народного представительства, участвовать в выборах тех же
самых. Активнее проявлять свою гражданскую позицию. В противном
случае вы поимеете то правительство, которое будет вас «иметь». И
которое вы в конечном счете заслужили или заслужите.
Росатом сегодня - один из самых успешных представителей
российского крупного бизнеса, что не может не привлекать внимание
контрагентов как в России, так и за рубежом. Внимание это
подогревается спецификой атомной отрасли, а точнее, ее двоякой
позицией: как флагмана технологической модернизации и
одновременно "вселенской угрозы", потенциально способной
загрязнить весь земной шар продуктами полураспада. Таковы,
условно говоря, "общественные мифы", фигурирующие вокруг этой
отрасли. Насколько они соответствуют реальности? Мы решили
получить информацию из первых рук и обратились к руководству
корпорации Росатом.
Место для шага вперед
На беседу со мной, вопреки моим ожиданиям, пришли не суровые
российские энергетики, а две обворожительных молодых дамы. Моей
первой мыслью было: "Какая странная русская традиция: присылать
на беседу с главным редактором солидного международного издания
секретарш". Но дамы представились как коммерческий директор и
руководитель отдела по связям с общественностью. Что ж, такое
атомное будущее мне уже нравится...
"Нам с Анастасией, коннечно, очень повезло, - пояснила
ситуацию в самом начале беседы Ольга Пантюхова, главный "связист"
Росатома. - Наш выпуск из РГГУ (я заканчивала юридический,
Настя экономический) совпал по времени с мощным набором в Росатом
под программу освоения Арктики. Тогда это был первый пилотный
мегапроект корпорации, и мы живо на него откликнулись. Проект
развивался очень быстрыми темпами, к тому же сама система работы
в корпорации построена таким образом, что мы смогли вот так
вырасти в должности всего за несколько лет. Такое возможно только
здесь".
Пора задуматься о людях
На мой вполне логичный вопрос, есть ли у Росатома подобные
старт-апы сейчас, молодые леди выдали мне целый список. Среди
основных стратегических приоритетов компании значатся, по их
словам, строительство портативных АЭС в удаленных районах страны
(а в России удаленными можно, как известно, назвать почти три
четверти территории), модернизация, совместно с авторами
программы "Магистраль", российской транспортной инфраструктуры (в
частности, планируется создание скоростных поездов типа "Сапсан"
на урановом топливе), а также помощь народам Африки и отдельным
терпящим острую нехватку электроэнергии регионам России путем
продажи им электричества по льготным тарифам.
"Разумеется, прямых коммерческих выгод нам от этих льготных
продаж нет, - поясняет Анастасия, коммерческий директор
Росатома. - Но тут вопрос скорее не благотворительности, а
социальной ответственности крупного бизнеса, которую безусловно
нужно формировать в нашей стране. Никто не заинтересован работать
с отстающими, бедными потребителями, работать в странах и
регионах, администрации которых сидят на пороховой бочке и каждый
день ждут голодных бунтов и революции. Та же транспортная
инфраструктура понадобится в будущем нам самим".
Но самым главным из текущих проектов "Росатома" его руководители
назвали программу "Атомный фактор", выставленную на
государственный тендер и вошедшую по итогам предварительного
отбора в тройку лучших. В рамках этой программы особое внимание
российские атомщики уделяют проблеме переработки, утилизации и
захоронения ядерных отходов. Кроме того, планируется модернизацию
уже имеющихся реакторов на крупных российских АЭС и строительство
малых портативных АЭС в труднодоступных местах, о чем мы уже
упоминали выше.
Мифы и герои атомной энергетики
Казалось бы, что может помешать таким смелым и очевидно полезным
для общества (не только российского, но и мирового) проектам. Но
помехи есть. Едва ли не главная среди них - многочисленные мифы,
окружающие работу атомщиков в современном мире. На мою просьбу
прокомментировать их молодые руководители Росатома лишь
сокрушенно качают головами.
"Эта тень Чернобыля еще долго будет над нами давлеть, -
говорит Ольга. - Хотя все прекрасно знают, что там был
"человеческий фактор" в чистом виде, люди все равно боятся. Это
кажется странным, потому что сегодня атомная энергия не только
самая чистая и дешевая, но и самая безопасная. Уровень защиты на
станциях такой, что риск каких-либо выбросов сведен к нулю даже в
самых экстремальных ситуациях!"
"За счет чего сведен?"
"Во-первых, бетонные колпаки. Их модернизируют, обновляют.
Сегодня они в состоянии выдержать удар самолета. Про все
остальное я просто молчу. Во-вторых, автоматика. В случае
нештатных ситуаций она безоговорочно сработает и остановит все
процессы в реакторе. В-третьих, персонал. Он у нас, безусловно,
местный, российский. Но в квалификации русских инженеров никто в
мире сомневаться не станет, верно?"
"В квалификации инженеров может и не станет, но вот
рядовой персонал..."
"С рядовым персоналом проблемы могут быть, но вы учтите, мы
ведь предлагаем людям заработную плату, которая значительно выше
средней по стране. Поэтому к нам идут лучшие"
"А что там было на Шатурской АЭС? Всех зачем-то
эвакуировали..."
"Честно говоря, мы сами были слегка шокированы этой историей.
Эксперимент прошел без сучка и задоринки. Но потом произошла
мелкая техническая неполадка, которая была быстро устранена
благодаря бдительности нашего сотрудника. Тем не менее,
АНБ все-таки перестраховалось и эвакуировало людей. Это как
раз и есть свидетельство той «тени Чернобыля», о которой мы
говорили выше. С другой стороны, спецслужбы продемонстрировали
свою оперативность, за что честь им и хвала. Тем более что иногда
лучше, как говорится, «перебдеть». К сожалению, данный инциндент
породил множество слухов, за которыми забывается самый главный
вывод: Станция под контролем! Сегодня любая нештатная ситуация на
любой из наших электростанций может быть быстро локализована и
устранена. Чернобыль остался в прошлом!"
Политика - для политиков
В конце интервью я все-таки не удержался и задал один вопрос,
мучающий лично меня. В России крупный бизнес еще с первых лет
после падения социализма взял за правило активно вмешиваться в
политику. Мои более опытные коллеги хорошо помнят многочисленные
истории "семей", похожие на сюжеты "Крестного отца". Сейчас
времена вроде изменились, но многие крупные и успешные бизнесмены
продолжают пытаться войти в систему принятия политических
решений, чтобы порулить страной. Однако представительницы
Росатома заверили меня, что для них эта тема не актуальна.
"Нам хватает наших прямых обязанностей. И сейчас для нашей
корпорации намного важнее работа с населением тех стран и
регионов, в которых мы разворачиваем наш бизнес. А не высокая
политика".
Запись из зала суда.
Верховный судья (Дина Иошпа, № 121): Слушается дело в отношении
Хейдина. Хейдин обвиняется по статье 286, часть 3, пункты А и Б
Уголовного Кодекса.
Прокурор (Тимофей Сергеев, № 146 ): И пункт В.
Верховный судья: Подсудимый, вы отказываетесь от адвоката?
Хейдин: В зале суда – да, в он-лайн пространстве – нет.
Прокурор: Гражданин Хейдин обвиняется на основе заявления от
гражданина Морозова и гражданина Романова от 21 апреля.
Установлено, что Хейдин, будучи директором АНБ…
Хейдин: На тот момент исполняющим обязанности…
Прокурор: Вот с этим мы ещё разберёмся. 21 апреля, исполняя
обязанности директора АНБ, Хедин объявил эвакуацию населения из
г.Москва. Для целей эвакуации были задействованы бойцы армии, под
командованием сержанта Флина. В ходе эвакуации были избиты
дубинками некоторые граждане, не спешившие исполнять решение
директора АНБ. Так же установлено, что во время эвакуации Хедин
сам говорил в мегафон о произошедшей аварии на Шатурской АЭС и
необходимости срочно эвакуироваться. Так же установлено, что в
результате данного сообщения акции предприятия РосАтом
значительно упали.
Так же нами установлено, что перед принятием Хединым решения об
эвакуации на пульт директора АНБ поступил сигнал о возникновения
внештатной ситуации на Шатурской АЭС. Сигнал пришел
автоматически, не обработанный оператором и Хедин не знал истиной
причины возникновения сигнала. Тем не менее, в ходе прокурорской
проверки нами было установлено, что сигнал на пульт пришел в
следствии перегрева активной зоны реактора. Проверка так же
показала, что персонал станции сразу же предпринял необходимые
действия и устранил потенциально опасную ситуацию. Станция не
прекращала производства энергии. Т.е. данная угроза из состояния
потенциальной не перешла даже в состояние действительной угрозы,
необходимой для экстренного выключения реактора.
Не проведя необходимых действий по установлению степени угрозы,
директор АНБ принимает решение об эвакуации. Утверждения
директора АНБ, что он действовал не по собственно инициативе, а
по «некоторым инструкциям» несостоятельны. Т.к. инструкции по
действию в случае возникновения данной ЧС принимал сам директор
АНБ Хедин. Таким образом, создание инструкции не соответствующей
правовым нормам само по себе является превышением должностных
полномочий. Однако, кроме как со слов Хедина, данной инструкции
не существует.
Таким образом, нами выявлено, что Хедин совершил, будучи
должностным лицом, действия, явно выходящих за пределы его
полномочий (объявление эвакуации без достаточных для этого
оснований) и повлекших существенное нарушение прав и законных
интересов граждан и организаций, а так же охраняемых законом
интересов общества или государства, повлекшее тяжкие последствия
(эвакуация целого города), с применением насилия, оружия и
спецсредств.
Данное деяние описано п. а), б) и в) ч.3 ст.286 УК РФ.
Вам понятны обвинения?
Хейдин: Они абсурдны по смыслу. Меня обвиняют в том, что я
пытался спасти граждан.
- Здравствуйте! Вы можете рассказать, что произошло?
- Взрыва не было.Сотрудниками АНБ были приняты меры по
безопасности Шатурской АЭС.
- Есть мнение, что это провокация АНБ. Вы можете
прокомментировать?
- Сигнала о взрыве на пульт не поступало.
- Зачем тогда эвакуировать людей?
- Чтобы не подвергать их жизнь опасности. Человеческая жизнь
важнее!
- Вы можете рассказать последовательность событий?
- Я не присутствовала, рассказываю со слов Никиты. Во время
испытаний сотрудником АНБ, стоящим на проходной, была включена
сирена. Началась эвакуация людей. Никита по разрешению Хейдина
остался для ликвидации последствий аварии.
- Спасибо за интервью!
- Здравствуйте! В процессе эвакуации был арестован наш
сотрудник СерБ.
- АНБ позволило себе включить сирену и загнать людей в убежище
для их же собственного блага. Эвакуация производилась аккуратно!
Возможно, иногда приходилось применять силу, так как человеческая
жизнь для нас превыше всего! Что лучше – умереть от взрыва или
получить пару синяков?
- Но наш сотрудник СерБ был избит, он только недавно вышел из
больницы.
- Это были военные.
- Вы знаете их?
- Не могу назвать их имена.
- В прессе есть статья, что инцидент на АЭС – провокация
АНБ…Вы знаете, кто это был?
- Террористы. Было 2 попытки пронесения бомб на территорию АЭС.
Кто-то постоянно выпускал кракозябру. На проходной был задержан
суррогат с бомбой.
- Вам выгодно назвать имена террористов. Вы можете это
сделать?
- К сожалению, нет.
- Хорошо. Тогда можете рассказать последовательность
событий?
- Мы узнали, что есть возможность взрыва, так как на проходной
был задержан человек с бомбой. Так как человеческая жизнь для нас
превыше всего, то мы начали эвакуацию людей. Мы бы советовали
проверить РосАтом на предмет соблюдения техники безопасности! Мы
отрицаем факт провокации со стороны АНБ!
- Спасибо за интервью!
Сейчас много разговоров идёт о программах развития России.
Не последнее место в этих программах занимает наука...
В то же время учёные сами придумали, как получить денег на
исследования без помощи государства...
Для этого надо было всего лишь объединить науку и производство.
Данный путь:
- Позволяет науке не "стоять с протянутой рукой возле кормушки",
а самоокупаться.
- Сокращает трансакционные издержки (поиск наукой и
бизнесом друг друга; подписание договора; перепрофилирование
производства и т.д.).
- Позволяет сделать систему более гибкой за счёт быстрой
коммуникации между научной лабораторией, опытными разработками,
производством и маркетингом.
- Сокращает число невостребованных научных разработок.
Рассказывает сотрудник корпорации с рабочим названием
"Красавица и чудовище".
Наша корпорации объединила в себе бизнес (Морскую Единую
Компанию) и науку (НИИ Жуковского).
Уже сейчас мы можем говорить о 2 прорывах.
Первый прорыв это
поточное производство солнечных электростанций. Они
экологически безопасны, а их собестоимость на 20%
ниже остальных источников (нефть, газ, атом). Как
следствие, можно будеь забыть о дефиците энергии и плохой
экологии!
По этому проекту мы предлагаем сотрудничество
предприятиям со свободными энергетическими слотами!
Второй прорыв это
сверх-тяжёлые самолёты.Один самолёт способен перевезти
товары 4 слотов. Например, на всю Африку требуется 4-5 таких
самолётов. Как следствие, транспортная проблема будет решена!
По этому проекту мы предлагаем сотрудничество
производителям тяжёлых и сверх-тяжёлых товаров!
Итак, нужна ли наука государству? Напомню лишь, что в
предыдущее десятилетие Российская Венчурная Компания так и не
смогла найти проекты, так как науку поддерживал бизнес.
Наши сотрудники побывали на заседании губернаторов по
принятию бюджета. К сожалению, в зал нас пустили уже после
заседания. Но цифры всё-таки дали. Итак
(http://metagame2010.ru/dogovor/post-1980/)
- Промышленность - 30%
- Армия - 25%
- Стабилизационный Фонд -20%
- Наука - 10%
- Образование -5%
- АНБ -5%
- Зарплаты гос.служащих -5%.
Мои комментарии.
1. Почему так много
денег выделено в Стабилизационный Фонд? Как говорит наш
источник, это связано с тем, что губернаторы отчисляют слишком
много денег в федеральный бюджет (40%).
Если дела обстоят действительно так, то мы получим картину
"продразвёрстки": вначале регионы отдают всё, а потом федералы
выделяют им деньги на своё усмотрение.
При этом губернаторы должны ещё и отвечать за
реализацию программ.
Снова модель централизованного государства? Насколько эффективна
данная модель? СССР показал неэффективность сверх-планирования. В
этот раз получится?!
Не проще ли, как и во всём мире, переходить к де-централизованной
модели? Например, в 2010-х годах именно де-централизация помогла
регионам быстро скооперироваться.
Напомню, что Центр был властью, Урал и Сибирь - инновациями, а
Дальний Восток - житницей
(http://metagame2009.ru/usiu/post-1447/)
Напомню, что в Урало-Сибирском регионе своими силами был
реализован проект Технопарка.
2. На промышленность
выделено денег в 6 раз больше, чем на образование, и в 3 раза
больше, чем на науку. Не приведёт ли это к неправильному
развитию? Как известно, индустриальная экономика сейчас устарела,
основные деньги в бюджет (до 70-80%; экспертный канал "Открытая
экономика") приносят инновации. А инновации - это наука и
образование! Тогда зачем вкладываться в то, что дохода не
приносит? Не эффективнее ли увеличить расходы на науку и
образование, уменьшив на промышленнность.
3. Армия на 3 месте. Выводы
делайте сами.
Насколько эффективен тот путь, которым движется наше
правительство принимая такой бюджет?
В очередной раз события внутриполитической жизни России
приобрели такой размах и непредсказуемость, что заполнили по сути
весь эфир, не оставив места ничему другому. Начав с громкого
объявления тендера по выбору приоритетных программ развития,
российские власти продолжили заявлять о себе весьма и весьма
экстравагантным способом.
Сперва тендер оказался под угрозой срыва из-за бурной
деятельности непонятного зверя, подаренного московскому зоопарку
представителем наукоподобной корпорации, называющей себя ГМЧ
(генно-модифицированное человечество). Удивителен при этом
не сам факт дарения и даже не людоедские свойства "подарка", а
скорее обстоятельства, сопутствовавшие всему этому. При посадке
зверя в клетку было во всеуслышание объявлено, что кормить зверя
с рук можно, хотя обе стороны, участвовавшие в акте
дарения, знали заранее, что давать объекту мясо - опасно. Никакой
охраны к зверю приставлено не было, и даже сотрудников зоопарка
поблизости не было с момента закрытия клетки и вплоть до
торжественного выхода "безобидной зверушки" на охоту,
продолжавшуюся в итоге более часа - вплоть до полного уничтожения
объекта силами спецслужб.
Спецслужбам в этом смысле надо отдать должное: на первый же выход
зверя из клетки они среагировали оперативно и оглушили его
достаточно быстро. Но дальнейшие события повергли в шок всю
мировую общественность. Оказавшийся на месте действа технический
директор Росатома Денис Коричин попытался узнать
у господ с автоматами, по чьему собственно говоря приказу в
центре города открыта пальба средь бела дня (министр обороны
такого приказа не отдавал, а к организованным отрядам спецслужб в
камуфляже и с автоматами еще не привыкли даже в России - все-таки
это не Африка, тут надо отдать русским должное). Вместо ответа
вооруженные до зубов амбалы просто скрутили и г-на Коричина, и
вступившегося за него директора НИИ Погоды. В ответ на
многочисленные настойчивые просьбы присутствовавших предъявить
хоть какие-то документы, подтверждающие причастность этих
молодчиков к органам правопорядка, прозвучала автоматная очередь
в воздух, после чего обоих задержанных увели на Лубянку. А
точнее, утащили, предварительно снабдив несколькими ударами
прикладом по голове. Для профилактики.
Пожалуй, ничего удивительного во всем этом для нас не было бы: в
цивилизованном мире давно уже привыкли к системе принятия решений
по-русски "Кто первый встал, того и тапки". Но
дополнительную пикантность этой истории придавал тот факт, что
оба задержанных были руководителями тех самых "программ
развития", двух из шести, выставленных первоначально на тендер.
Попадание их под стражу не только ставило под угрозу само
существование программ, но и наносило очевидный ущерб их имиджу
даже в случае быстрого освобождения господ Коричина и Морозова.
Впрочем, проверить этот последний тезис у нас нет возможности,
поскольку окончательные итоги тендера так и не были подведены.
Незадолго до того момента, когда их объявление должно было
состояться, по всему городу завыли сирены и людей начали спешно
эвакуировать, пугая неминуемой смертью и давая непонятные
таблетки "против радиации" (вы слышали о таких? я нет).
Официальным поводом к эвакуации стала якобы "техногенная
катастрофа", произошедшая на экспериментальной Шатурской
АЭС, запущенной многострадальным Росатомом. До более подробных
объяснений сотрудники все того же АНБ, осуществлявшие эвакуацию,
не снизошли, ограничившись привычным скручиванием рук и битьем
прикладами по голове (подробнее об этом расскажет наш
корреспондент после того, как закончит экпресс-курс лечения; со
мной как с главным редактором обошлись несколько мягче и просто
арестовали).
Методы заботы о населении в исполнении русских давно никого не
удивляют. Забавно другое. По словам инженера из Роатома
Олега Безбородова, с которым нам удалось
накоротке поговорить в ходе эвакуации, эксперимент на Шатурской
АЭС прошел успешно, после чего основной технический персонал
(включая его самого) покинул здание станции. Примерно через
полчаса произошла та загадочная "катастрофа", о которой заявили
по громкоговорителям сотрудники АНБ. Кто или что стало ее
причиной (да и была ли она вообще) - неизвестно.
А теперь - внимание на экран. В состав экспертной комиссии,
осуществляющей отбор проектов развития России, должно было
входить 6 человек. Трое выбирались в процессе дебатов, а еще трое
представителей федеральной власти были наначены с самого начала.
Один из них по загадочным причинам не смог явиться, и его место -
безо всяких выборов и прений - занял... Владимир
Капустин, один из членов так называемого "триумвирата"
(в последние несколько лет - высшая структура принятия
политических решений в России, источник легитимации которой
впрочем до сих пор не установлен). Он же, к слову - руководитель
корпорации ГМЧ и создатель загадочной плотоядной "зверушки",
наделавшей вчера столько шороху. Он же - и это особенно
"a la russe" - автор одного из шести
выставленных на конкурс проектов: программы "Терминатор".
Вся эта история рождает больше вопросов, чем ответов. А искать
ответы в стране, где каждый второй вздох либо аморален, либо
ведет к ожирению, либо противоречит интересам государственной
безопасности, - искать их довольно трудно. Но мы по мере сил
будем следить за событиями. Оставайтесь с нами.
| |